г. Тула |
|
30 ноября 2014 г. |
Дело N А23-3469/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" (г. Калуга, ОГРН 1054003019487, ИНН 4027068980) - Гаврилиной Е.А. (доверенность от 05.08.2014 N 13), Колтаковой Е.М. (доверенность от 14.01.2014), в отсутствие представителей ответчика - министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2014 по делу N А23-3469/2014 (судья Храпченков Ю.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным отказа министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее по тексту - ответчик, министерство) в предоставлении права пользования водным объектом - рекой Окой, изложенного в письме от 06.06.2014 N 1062-14.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2014 (с учетом определения Арбитражного суда Калужской области от 09.10.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (реки Ока) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам означает невозможность использования данного водного объекта для целей, заявленных обществом, то есть забора воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды.
В апелляционной жалобе ООО "Калужский областной водоканал" просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что общество предоставило все необходимые документы, предусмотренные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165.
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 09.04.2014 ООО "Калужский областной водоканал" обратился в министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области с заявлением о предоставлении ему в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов на хозяйственно-питьевые и производственные нужды водного объекта - реки Ока в районе деревни Сокорево Муниципального образования "Городской округ г. Калуга".
Письмом от 06.06.2014 N 1062-14 министерство отказало обществу в предоставлении права пользования водным объектом со ссылкой на пункт 24 "д" Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165.
Полагая, что данный отказ министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Калужский областной водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования (далее по тексту - Правила N 165).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 165 указанные Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Согласно пункту 4 указанных Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование, в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее -заявление).
В пункте 5 Правил N 165 изложены требования к заявлению. В пунктах 7 и 8, 9 приведен перечень документов и материалов, которые прилагаются к заявлению.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что заявление и приложенные обществом документы соответствовали требованиям законодательства.
Вместе с тем из оспариваемого письма министерства от 06.06.2014 N 1062-14 следует, что обществу отказано в предоставлении водного объекта в пользование по основанию, предусмотренному пунктом 24 "д" Правил N 165, в котором предусмотрено, что отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в случае, если использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Таким образом, критерием пригодности водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является санитарно-эпидемиологическое заключение.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу части 3 указанной статьи использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Однако управление Роспотребнадзора по Калужской области письмом от 15.05.2014 N 0/2541-14 в ответ на запрос министерства сообщило, что им не выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии использования поверхностного водного объекта - реки Оки для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам в связи с низким качеством исходной воды водоисточника.
Поскольку в данном случае ООО "Калужский областной водоканал" просит водный объект в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов с целью забора воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды, то суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие такого заключения фактически означает невозможность использования водного объекта (реки Оки) для целей, заявленных обществом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ министерства в предоставлении обществу этого водного объекта в пользование со ссылкой на подпункт "д" пункта 24 Правил является законным, в связи с чем обоснованно отказал ООО "Калужский областной водоканал" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества на то, что вода, полученная из водного объекта, впоследствии проходит очистку, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в предмет исследования по данному делу не может входить вопрос о том, какие способы и оборудование применяются обществом, так как последующие действия заявителя не могут повлиять на необходимость получения в данном случае санитарно-эпидемиологического заключения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 07.10.2014 N 6923 ООО "Калужский областной водоканал" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2014 по делу N А23-3469/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" (г. Калуга, ОГРН 1054003019487, ИНН 4027068980) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.10.2014 N 6923.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3469/2014
Истец: ООО "Калужский областной водоканал"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области