г. Тула |
|
1 декабря 2014 г. |
Дело N А09-3709/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244008323, ИНН 3250055417) - Гнединой Е.М. (доверенность от 14.01.2014 N 27-08-03/26), в отсутствие представителей ответчика - Главного управления МЧС России по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244020280, ИНН 3250056989), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности) на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 по делу N А09-3709/2014 (судья Мишакин В.А.), установил следующее.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее по тексту - заявитель, ТУ Росфиннадзора в Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Главного управления МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности) в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ТУ Росфиннадзора в Брянской области, проведенной 18.03.2014, и о признании недействительным предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 N 42/1/1.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку на момент проведения ГУ МЧС России по Брянской области внеплановой выездной проверки у заявителя отсутствовало помещение парной, то, следовательно, и отсутствовала обязанность по выделению парильной и комплекса помещений сауны противопожарными перегородками 1-го типа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности) обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что направление ТУ Росфиннадзора в Брянской области 18.03.2014 (за 2 дня до окончания проверки) в адрес ГУ МЧС России по Брянской области письма с информацией о том, что в технической паспорт здания заявителя внесены изменения и помещение парной переименовано в подсобное помещение, не является основанием для признания действий ответчика по проведению такой проверки незаконными. Ссылается на то, что изменение названия помещения в техническом паспорте не означает фактически, что это помещение перестало быть сауной.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росфиннадзора по Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения ГУ МЧС России по Брянской области от 25.02.2014 N 42 в отношении ТУ Росфиннадзора в Брянской области проведена внеплановая выездная проверка, целью которой в соответствии с пунктом 5 распоряжения от 25.02.2014 N 42 являлся контроль выполнения пункта 6 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 01.03.2013 N 9/1/1.
По результатам проверки ГУ МЧС России по Брянской области составлен акт проверки от 19.03.2014 N 42 и ТУ Росфиннадзора в Брянской области выдано предписание от 19.03.2014 N 42/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым предписано в срок до 01.09.2014 выделить парильную и комплекс помещений сауны противопожарными перегородками 1-го типа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росфиннадзора в Брянской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования заявителя в части признания недействительным предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 N 42/1/1 и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Из статьи 37 Закона N 69-ФЗ следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, в предписании должны быть указаны требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства.
Таким образом, основанием для выдачи проверяемому лицу предписания являются установленные должностными лицами органов пожарного надзора в ходе проведенной проверки факты нарушений требований пожарной безопасности.
При этом на основании статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 6.3.9 СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 108, установлено, что помещения встроенных бань сухого жара (саун) не допускается размещать в подвалах и смежно с помещениями, в которых находится более 100 чел.
При устройстве встроенных саун необходимо соблюдение, в числе прочих, следующего требования: комплекс помещений сауны должен быть выделен в зданиях I, II, III степеней огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости классов C0-C3 - противопожарными перегородками и перекрытиями не менее REI60.
Из оспариваемого предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 N 42/1/1 следует, что ТУ Росфиннадзора в Брянской области предписано выделить парильную и комплекс помещений сауны противопожарными перегородками 1-го типа.
Вместе с тем согласно пункту 3.4.3 ГОСТ Р 52493-2005 "Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 530-ст, под сауной следует понимать баню с парильной в виде камеры сухого жара, где воздух прогревается от печки-каменки, дровяной или электрической.
Как пояснено представителем заявителя в ходе судебного заседания в судах первой и апелляционной инстанций, ТУ Росфиннадзора в Брянской области в связи с бюджетной нецелесообразностью использования служебных помещений (N 114, N 116) административного здания заявителя в качестве парильной и значительными материальными затратами для приведения их в соответствие с требованиями пожарной безопасности, произвело переоборудование сауны посредством демонтирования электрической печи. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела фотографией (л. д. 72).
В связи с переоборудованием данных помещений ТУ Росфиннадзора в Брянской области обратилось в ФГУП "Ростехинвентаризация" (письмо от 25.02.2014 N 27-02-09/403) с просьбой внести изменения в технический паспорт нежилого помещения первого этажа здания (экспликация N 1, пункт 24), заменив его на подсобное.
Согласно ответу ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" от 04.03.2014, направленному в адрес ТУ Росфиннадзора в Брянской области, в технический паспорт вышеуказанного нежилого помещения внесены упомянутые изменения.
Таким образом, на момент проведения ГУ МЧС России по Брянской области внеплановой выездной проверки у ТУ Росфиннадзора в Брянской области отсутствовало помещение парной, в связи с чем отсутствовала и обязанность по выделению ее противопожарными перегородками 1-го типа.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ГУ МЧС России по Брянской области вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило.
С учетом этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что у ГУ МЧС России по Брянской области отсутствовали достаточные правовые основания для вывода о нарушении ТУ Росфиннадзора в Брянской области вышеприведенных норм и правил пожарной безопасности и, как следствие, обоснованно признал недействительным предписание ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 N 42/1/1 по устранению выявленных при проверке нарушений.
В то же время суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения требования ТУ Росфиннадзора в Брянской области о признании незаконными действий ГУ МЧС России по Брянской области в рамках внеплановой выездной проверки, проведенной 18.03.2014, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он, действительно, приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Из заявления ТУ Росфиннадзора в Брянской области от 08.04.2014 следует, что им заявлено также требование о признании незаконными действий ГУ МЧС России по Брянской области без их конкретизации.
Как пояснено представителем ТУ Росфиннадзора в Брянской области в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, незаконность действий ответчика выражается в том, что в материалах выездной внеплановой проверки отсутствуют сведения о представляемых заявителем пояснениях, а также не дана правовая оценка представленным до начала внеплановой проверки должностному лицу ГУ МЧС России по Брянской области письменным доказательствам, подтверждающим отсутствие нарушений пожарной безопасности.
Вместе с тем ТУ Росфиннадзора в Брянской области не указало, какие именно права или законные интересы заявителя, которые он считает нарушенными, позволяет восстановить избранный им способ защиты.
В решении суда первой инстанции также не указано, какие права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению посредством признания незаконным действий ГУ МЧС России по Брянской области без их конкретизации.
Более того, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, в нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал в резолютивной части обжалуемого решения суда, какие действия должно совершить ГУ МЧС России по Брянской области в целях устранения нарушенных, по мнению суда первой инстанции, прав заявителя.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, а в удовлетворении требований Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области в части признания незаконными действий ГУ МЧС России по Брянской области в рамках внеплановой выездной проверки в отношении Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области, проведенной 18.03.2014, следует отказать.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 по делу N А09-3709/2014 отменить в части признания незаконными действий ГУ МЧС России по Брянской области в рамках внеплановой выездной проверки в отношении Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области, проведенной 18.03.2014.
В указанной части в удовлетворении требований Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3709/2014
Истец: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области
Ответчик: ГУ МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности)