г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А40-101168/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "Фабрика Русский шоколад" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2014 г. по делу N А40-101168/14 (153-829) судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ЗАО "Фабрика Русский шоколад" (ОГРН 2077757805233)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Яковлев А.В. по дов. от 21.01.2014 г.; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Фабрика "Русский шоколад" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО N 03-14/863-2 от 20.06.2014 г. о привлечении общества к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ.
Решением от 23.09.2014 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на недоказанность ответчиком наличия в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, а также указывает на то, что вменяемое ему административное правонарушение является малозначительным
Отзыв на апелляционную жалобу представлен ответчиком в порядке ст.262 АПК РФ, в котором административный орган просить оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился ответчик, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст.ст.266, 269 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при анализе деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в электронном виде за 4 квартал 2013 года ЗАО "Фабрика "Русский шоколад" сотрудниками ответчика был выявлен факт того, что в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила), а именно: в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 7), представленной ЗАО "Фабрика Русский шоколад" ИНН 7710664778 за 4 квартал 2013 отражена закупка этилового спирта по коду 020 от ООО "Донской" ИНН 7115500500 в общем объеме 346,81 дал. Однако, в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N6), представленной ООО "Донской" ИНН 7115500500 за 4 квартал 2013 поставка этилового спирта по коду 020 контрагенту ЗАО "Фабрика Русский шоколад" ИНН 7710664778 в общем объеме 346,81 дал не отражена.
В ходе административного расследования сотрудниками ответчика был выявлен факт того, что в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 7), представленной ЗАО "Фабрика русский шоколад" ИНН 7710664778 за 4 квартал 2013 г. отражена закупка этилового спирта по коду 020 в общем объеме 346,81 дал от ООО "Донской" ИНН 7115500500, фактически осуществленная Обществом во 2 квартале 2013 по ТТН N 317 от 19.06.2013 г. в объеме 160,62 дал; по ТТН N 388 от 20.06.2013 г. в объеме 199,45 дал, что подтверждается декларацией о поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N6), представленной ООО "Донской" ИНН 7115500500 за 2 квартал 2013 г., а также представленными ООО "Донской" ИНН 7115500500 в ходе административного расследования копиями документов от 02.06.2014 г. N39 (Вх. Nс1-11603 от 04.06.2014 г.), подтверждающими поставку этилового спирта по коду 020 во 2 квартале 2013 г. контрагенту ЗАО "Фабрика Русский шоколад" в объеме 360,07 дал. Расхождения составили 13,26 дал.
Кроме того, установлено, что ЗАО "Фабрика Русский шоколад" в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 7), представленной за 4 квартал 2013 г. отразило закупку этилового спирта по коду 020 от ООО "Донской" ИНН 7115500500 в безводном спирте в общем объеме 346,81 дал, что подтверждается представленными Обществом в ходе административного расследования документами от 26.05.2014 г. N 03-15-281/5-1 (Вх. N с1-10449 от 26.05.2014 г.), согласно которым физическое выражение общего объема закупленного Обществом этилового спирта составляет 360,07 дал, что также подтверждается и представленными ООО "Донской" ИНН 7115500500 от 02.06.2014 г. N 39 (Вх. N с1-11603 от 04.06.2014 г.) товарно-транспортными накладными: ТТН N 317 от 19.06.2013 г. в объеме 160,62 дал; ТТН N 388 от 20.06.2013 г. в объеме 199,45 дал. С учетом изложенного, сотрудники ответчика пришли к выводу, что ЗАО "Фабрика "Русский шоколад" нарушены положения ст.ст.1, 14, 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", за что ст.15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объёме.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона административного правонарушения по статье 15.13 КоАП заключается в совершении действий по включению в декларацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных.
Под заведомо искаженными данными следует понимать такие сведения, которые на момент внесения в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент было известно, что данные сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, например в первичных учетных документах, и имелась возможность их исправить.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон об обороте алкогольной продукции).
Таким образом, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона об обороте алкогольной продукции запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со ст.14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объемов их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утверждены формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержден порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Правил организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Согласно пункту 1.2 Порядка организация заполняет декларации N 1-12 за квартал, являющийся отчетным периодом (далее - отчетный период).
В соответствии с пунктом 1.7 Порядка во всех графах декларации показатели указываются в физическом выражении декалитрах или тоннах до третьего знака после запятой.
В соответствии с пунктом 1.8 Порядка в декларациях указываются объемы производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за отчетный период без нарастающего итога.
Согласно пунктам 15 и 16 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Согласно пункту 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем 'отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Доводы заявителя о том, что у ЗАО "Фабрика "Русский шоколад" на дату направления декларации (21.01.2014 г.) отсутствовала возможность исправить (отразить) сведения о закупке, совершенной во II квартале 2013 г. каким-либо иным способом, кроме отражения сведений о названной закупке в декларации за IV квартал 2013 г. По отношению к первичным учетным документам данные сведения обладали свойством достоверности. В Декларации N 7 указаны дата закупки, номер, номера соответствующих ТТН, в полной мере отражен объем закупленной во II квартале 2013 г. продукции. По мнению заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии умысла исказить информацию в Декларации N 7 за IV квартал 2013 г., а напротив свидетельствует о намерениях Фабрики раскрыть информацию о закупке произведенной во II квартале 2013 г. Исходя из целей законодательства, регулирующего отношения в сфере контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, указание (раскрытие) данных о произведенных ранее закупках, не может являться искажением данных.
Вместе с тем, данные доводы отклоняются апелляционным судом, так как в силу пункта 1 ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается искажение данных в декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Доводы заявителя о малозначительности правонарушения отклоняются апелляционным судом, поскольку установив высокий размер штрафных санкций и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, законодатель выделил данное деяние как деяние, представляющее значительную опасность для интересов граждан, общества и государства.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлено.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Суд первой инстанции также правомерно отказал ЗАО "Фабрика "Русский шоколад" в удовлетворении требования о прекращении производство по делу об административном правонарушении, поскольку полномочия арбитражного суда по прекращению производства по делу об административном правонарушении действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрены. Требования п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ к решению арбитражного суда не применяются.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2014 г. по делу N А40-101168/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101168/2014
Истец: ЗАО "Фабрика Русский шоколад"
Ответчик: Межрегинальное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО