г. Томск |
|
2 декабря 2014 г. |
Дело N А03-10532/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузьминым А.В.
при участии:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (07АП-10804/2014) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.09.2014 по делу N А03-10532/2014 (судья Павлова Ю.И.)
по иску Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (ИНН 2225066621 ОГРН 1042202282407)
к индивидуальному предпринимателю Серегину Дмитрию Александровичу (ИНН 222205951418 ОГРНИП 310222529100067)
о взыскании 26 557 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - Управление) обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Серегину Дмитрию Александровичу (далее - предприниматель) о взыскании 26 557 руб. 40 коп. неустойки по государственном контракту N 0117100002813000226 от 29.10.2013.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.09.2014 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 7303 руб. 28 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование подателем указано, что суд не указал, какие именно условия договора являются явно обременительными для стороны и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), в чем именно выразилось злоупотребление со стороны истца своим правом. Судом неправильно истолкованы положения пункта 11 статьи 9 Федерального закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Ответчик при заключении договора ознакомился с его условиями, согласился с ними.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона в электронной форме между Управлением (государственный заказчик) и предпринимателем (поставщик) заключен государственный контракт N 0117100002813000226 на поставку электронно-вычислительной техники от 29.10.2013, в соответствии с условиями которого поставщик принял на себя обязательство поставить покупателю, а покупатель принять и оплатить электронно-вычислительную технику (товар), наименование, количество, технические, функциональные, качественные характеристики которого указаны в приложении N 1 к контракту.
Согласно приложению N 1 поставке подлежал 43 компьютер в указанной в приложении комплектации.
Цена контракта составляет 781 100 руб. Оплата товара производится в течение 10 банковских дней с момента поставки товара, на основании подписанного обеими сторонами акта приемки-передачи товара (накладной) и предоставления исполнителем надлежаще оформленного счета-фактуры. Срок поставки всего объема товара определен сторонами в течение 14 дней со дня заключения контракта (пункты 2.1, 2.4 и 3.1 контракта).
Согласно пункту 6.2 контракта при несоблюдении срока, указанного в пункте 3.1 контракта заказчик вправе требовать от поставщика уплаты неустойки в размере 0,1 % от цены контракта за каждый день просрочки.
Между тем, ответственность заказчика за просрочку оплаты определена в виде неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России (пункт 6.3 контракта).
Согласно представленной в дело товарной накладной N 135 ответчик поставил истцу весь объем товара на сумму 781 100 руб. 16.12.2013.
Нарушение ответчиком сроков поставки товара послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции со ссылкой на правовые позиции, изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, исходил из того, что к ответчику не может быть применена ответственность за несвоевременную поставку по контракту в виде неустойки в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Банка России, размере.
Апелляционный суд соглашается с решением суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
В силу статьи 1 Закона о размещении заказов он регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Закон о размещении заказов являлся комплексным законодательным актом, содержащим нормы как публичного, так и частного права.
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Закон о размещении заказов в основном состоял из норм императивного характера, ограничивающих свободу усмотрения сторон.
Сам проект контракта в силу прямого указания названного Закона являлся элементом процедуры размещения заказа, и оспорить его условия можно было только путем подачи жалобы на положения конкурсной документации о торгах либо на извещения о проведении запроса котировок, то есть по основаниям, в порядке и в сроки, установленные непосредственно данным нормативным правовым актом. Не обжалованный на стадии размещения заказа проект контракта подлежал безоговорочному подписанию лицом, победившим на торгах или по результатам запроса котировок. Размещение заказа могло быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом (статья 57 Закона о размещении заказов).
Составление протокола разногласий к проекту контракта предусматривалось Законом о размещении заказов лишь при проведении открытого аукциона в электронной форме. Однако участник аукциона, с которым заключался контракт, был вправе составить протокол разногласий только к тем положениям проекта контракта, которые не соответствовали извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об этом аукционе и заявке на участие в нем самого участника (часть 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов).
Частью 6 статьи 20, частью 6 статьи 32, частью 6 статьи 41.1, частью 4 статьи 46, частью 7 статьи 53 Закона о размещении заказов был установлен запрет на переговоры между участником размещения заказа и заказчиком, уполномоченным органом, аукционной (конкурсной, котировочной) комиссией при проведении аукциона, конкурса, запроса котировок.
Запрет на переговоры означает, что лицо, подписывающее государственный контракт, лишено возможности выразить собственную волю в отношении порядка начисления неустойки и вынуждено принять это условие путем присоединения к контракту в целом (договор присоединения).
Таким образом, включая в проект государственного контракта заведомо невыгодное для контрагента условие, от которого победитель размещения заказа не может отказаться, заказчик нарушает закон. Однако победитель размещения заказа, будучи введенным в заблуждение авторитетом заказчика, внешней правомерностью этого требования и невозможностью от него отказаться, мог посчитать себя связанным им и добросовестно действовать вопреки своим интересам.
Соответствующая правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 11535/13.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 9 постановления от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Кодекса о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
Согласно пункту 8 названного постановления в случаях, когда будет доказано, что сторона злоупотребляет своим правом, вытекающим из условия договора, отличного от диспозитивной нормы или исключающего ее применение, либо злоупотребляет своим правом, основанным на императивной норме, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает этой стороне в защите принадлежащего ей права полностью или частично либо применяет иные меры, предусмотренные законом.
Включение в проект контракта явно несправедливого договорного условия, ухудшающего положение стороны в договоре (исполнителя), оспаривание которого осложнено особенностями процедуры, установленной Законом о размещении заказов, поставило заказчика в более выгодное положение и позволило ему извлечь необоснованное преимущество (указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14).
Проанализировав положения государственного контракта N 0117100002813000226, в том числе об ответственности каждой из сторон за его нарушения, в контексте соблюдения баланса интересов, с учетом изложенных правовых норм, разъяснений высшей судебной инстанции, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения условия о неустойке (6.2 контракта) в части отличающейся от диспозитивной нормы пункта 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, правомерно взыскал неустойку в размере 7303 руб. 28 коп.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.09.2014 по делу N А03-10532/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10532/2014
Истец: Управление ФССП по Алтайскому краю.
Ответчик: Серегин Дмитрий Александрович