г. Воронеж |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А64-1781/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.12.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Горовенко Анатолия Витальевича (г. Тамбов, ул. Куйбышева, д. 10, кВ. 53):
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471):
от ФГУП "Почта России", г. Москва: |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Горовенко Анатолия Витальевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2014 по делу N А64-1781/2014 (судья Сучков С.А.) по заявлению Горовенко Анатолия Витальевича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471) об отмене определения N17 от 05.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
Горовенко Анатолий Витальевич (далее - заявитель, Горовенко А.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными действий и отмене определения N 17 от 05.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определением суда от 27.03.2014 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечено ФГУП "Почта России" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2014 в удовлетворении требований об отмене определения N 17 от 05.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.10.2014 производство по настоящему делу в части требований о признании незаконными действий Управления, выразившихся в вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении прекращено.
Считая решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2014 незаконным и необоснованным, Горовенко А.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вернуть дело на новое рассмотрении, при этом указывает, что:
- ссылка суда на тот факт, что на конверте РПО 39200061276440 не стоит оттиск календарного почтового штемпеля от 12.04.2014 не может быть положена в основу решения;
- административный орган, указывая на отсутствие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, не произвел самостоятельную оценку действий ФГУП "Почта России".
В назначенное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Горовенко А.В. ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Горовенко А.В. 25.02.2014 обратился с заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций посредством почтовой связи.
В заявлении (обращении) Горовенко А.В. указал на нарушение контрольных сроков пересылки регистрируемого почтового отправления (РПО) N 39200061276440, что, по его мнению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения обращения Горовенко А.В. Управлением было вынесено определение от 05.03.2014 N 17 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России".
Не согласившись с указанным определением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности факта совершения ФГУП "Почта России" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, ввиду чего Управление обоснованно отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
Согласно Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (раздел 20 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87), к числу лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесены:
1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги;
2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии;
3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии;
4. Обеспечение предоставления пользователю:
а) приема почтовых отправлений;
б) обработки почтовых отправлений;
в) перевозки почтовых отправлений;
г) доставки (вручения) почтовых отправлений;
д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;
6. Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
7. Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
8. Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена.
9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
10. Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, не выполнение ФГУП "Почта России" условий лицензии, подлежит квалификации по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на территории Российской Федерации на основании лицензии N 108074 от 11.04.2013 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно пункта 5 указанной лицензии лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221 (далее - Правила) регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Согласно пункту 47 Правил операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;
д) бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов;
е) соблюдать тайну связи.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения Управлением оспариваемого определения от 24.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении послужили выводы административного органа об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения.
Из оспариваемого определения N 17 от 05.03.2014 следует, что от Горовенко А.В. в Управление Рокомнадзора по Тамбовской области поступило заявление 25.02.2014 вх. N 01-18-61/68 о нарушении ФГУП "Почта России" контрольных сроков пересылки регистрируемого почтового отправления N 39200061276440 и возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении заявления Горовенко Л.В и приложенных к нему документов (оригинал оболочки РПО N 339200061276440), установлено, что 18.04.2013 в адрес Горовенко А.В. из ОПС 392999 Тамбовского почтамта было отправлено заказное письмо, которое поступило в доставочное ОПС 392000 Тамбовского почтамта 19.04.2013.
Срок пересылки данного отправления составил 1 день.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) по городу Тамбову составляет 2 дня.
Таким образом, письмо прошло без нарушения контрольного срока пересылки письменной корреспонденции и, соответственно, в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.
В связи с чем, нарушение лицензионных требований и условий и не могло быть установлено административным органом, равно как и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассматривающим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что самим оформлением определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не затрагиваются права и законные интересы заявителя.
Вынесение оспариваемого определения есть оформление результата разрешения заявления Горовенко А.В., что предусмотрено КоАП РФ.
В случае принятия решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, его оформление в виде определения, также, как и в случае возбуждения, предусмотрено процессуальными нормами права.
Данные процессуальные действия сами по себе не влекут каких-либо материально-правовых последствий. Этими действиями на Горовенко А.В. не возлагаются какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления какой-либо деятельности.
К таким препятствиям не могут быть отнесены те или иные обязанности в рамках процедуры привлечения к административной ответственности, установленной КоАП РФ.
В связи с чем, отдельные процессуальные действия должностного лица административного органа, связанные с рассмотрением дела об административном правонарушении, не могут являться самостоятельным предметом оспаривания в арбитражном суде.
Указанный вывод согласуется и с разъяснениями, данным в постановлении пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" из которого, также, не следует иного.
Таким образом, ни сам порядок оформления определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ни действия по рассмотрению заявления о возбуждении дела об административном правонарушении не подлежат обжалованию в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с чем, суд области правомерно прекратил производство по настоящему делу в части требований заявителя о признании незаконными действий Управления, выразившихся в вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Горовенко А.В., поскольку Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области обоснованно был сделан вывод об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в действиях ФГУП "Почта России", в связи с чем, оспариваемое определение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное судебное решение, соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Исходя из смысла части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит, в связи с чем, оснований для ее взыскания с заявителя апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2014 по делу N А64-1781/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Горовенко Анатолия Витальевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1781/2014
Истец: Горовенко Анатолий Витальевич
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области
Третье лицо: ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3820/14
15.09.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3365/14
04.08.2014 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1781/14
16.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3820/14