Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф05-16525/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А41-41764/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Явича Р.А. - Комаров С.Н. представитель по доверенности от 01 февраля 2014 года,
представители заинтересованного лица Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, третьих лиц Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Администрации Ленинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 года по делу N А41-41764/14, принятое судьей Завриевым С.С., по заявлению Индивидуального предпринимателя Явича Романа Анатольевича к Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме N368 от 09 июля 2014 года, обязании утвердить и выдать схему расположения земельных участков, с участием третьих лиц Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Администрации Ленинского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Явич Роман Анатольевич (далее - ИП Явич Р.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просил:
- признать незаконным отказ Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 09 июля 2014 года N 368,
- обязать Администрацию городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории площадью около 310899 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) и площадью около 12873 кв.м. в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы),
- взыскать с Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 года заявленные требования ИП Явич Р.А. удовлетворены (л.д. 62).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), ТУ Росимущества в Московской области, Администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация района).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Администрации Ленинского муниципального района Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель предпринимателя возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А41-15251/14 Индивидуальный предприниматель Явич Р.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании бездействия, выраженного в письме от 24 января 2014 года N 9, незаконным и обязании утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью около 310899 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) и площадью около 12873 кв.м. в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 года по делу N А41-15251/14 требования предпринимателя удовлетворены частично, а именно: бездействие администрации признано незаконным, суд отказал в удовлетворении требования об обязании утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью около 310899 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) и площадью около 12873 кв.м. в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы), поскольку испрашиваемые земельные участки расположены на территории городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области и, следовательно, полномочиями по утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории поселения обладает Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области.
В рамках дела N А41-15251/14 установлено, что предприниматель не обращался ранее в Администрацию городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, при этом администрация городского поселения принимала участие в рассмотрении дела.
Решение по делу N А41-15251/14 не обжаловалось и вступило в законную силу.
Предприниматель, руководствуясь вынесенным решением, письмом от 29 мая 2014 года обратился в Администрацию городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью около 310899 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) и площадью около 12873 кв.м. в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) (л.д. 21).
Администрацией городского поселения Горки Ленинские был дан ответ письмом от 09 июля 2014 года N 368 в котором сообщалось, что ИП Явич Р.А. необходимо согласовать границы испрашиваемого земельного участка с Росимуществом, а затем предоставить указанную схему для утверждения в Администрацию (л.д. 23).
Полагая, что обращение не было рассмотрено в установленном законом порядке, предприниматель обратился с указанными требованиями в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлена в статье 34 ЗК РФ.
Согласно части 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Из содержания части 3 статьи 34 ЗК РФ следует, что в заявлении о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с частью 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон "О КФХ") для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Закона "О КФХ" предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона "О КФХ" в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона "О КФХ" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 статьи 12 Закона "О КФХ", или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2014 года предприниматель обратился в Администрацию городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью около 310899 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) и площадью около 12873 кв.м. в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) (л.д. 21).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 года по делу N А41-15251/14 установлено, что компетенцией по утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории поселения обладает Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Росимущества N ПП-10/7836 от 26 февраля 2014 года, в котором указано, что согласно статье 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, вне зависимости от формы публичной собственности земельного участка, вопрос утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка обеспечивают органы местного самоуправления.
Таким образом, ссылка на то обстоятельство, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок является неразграниченной государственной собственностью, содержащаяся в ответе Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области от 09 июля 2014 года N 368, не может быть признана судом правомерной.
Довод Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области о том, что постановлением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 29 августа 2014 года N 1369, подготовленным с учетом постановления администрации от 28 мая 2014 года N 184, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0080306:755, площадью 379002 кв.м. предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ МО "Центр содействия развитию земельно-имущественного комплекса Московской области" не принимается апелляционным судом.
В рамках настоящего дела, ИП Явич Р.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации с требованием обязать Администрацию городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории площадью около 310899 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы) и площадью около 12873 кв.м. в кадастровом квартале 50:21:0080306 (согласно проекта-схемы), а не конкретного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080306:755, о котором указывает администрация.
Кроме того, указанный довод не являлся основанием для отказа Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, выраженного в письме от 09 июля 2014 года N 368.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте, исходя из толкования норм действующего законодательства, по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 года по делу N А41-41764/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41764/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф05-16525/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Глава Кфх Явич Роман Анатольевич
Ответчик: Администрация городского поселения Горки Ленинские
Третье лицо: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские