г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А41-38479/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Кравцова В.Ф. - Исаева С.Б. (представителя по доверенности от 24.02.2014),
от администрации Раменского муниципального района Московской области - Мишиной В.Ю. (представителя по доверенности от 29.10.2014 N 1996исх14),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от МРИ ФНС N 1 по Московской области - извещено, представитель не явился,
от администрации сельского поселения Чулковское Московской области - извещена, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2014 по делу N А41-38479/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кравцов Виктор Фёдорович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040438:9 общей площадью 1 372 535 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Чулковское, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для малоэтажного жилищного строительства" (далее - спорный земельный участок) определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 1 224 301 220 рублей и 892 рублей за 1 кв.м. соответственно;
- обязать кадастровую палату внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость спорного земельного участка и рыночную стоимость 1 кв.м спорного земельного участка в размере 1 224 301 220 рублей и 892 рублей за 1 кв.м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация района), администрация сельского поселения Чулковское Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.09.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация района просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Основной довод администрации района - в случае вступления в законную силу решения суда, которым будут удовлетворены требования предпринимателя, местный бюджет сельского поселения Чулковское Раменского муниципального района Московской области не дополучит значительную долю доходов.
Представитель администрации района в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, Министерства имущественных отношений Московской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области, администрации сельского поселения Чулковское Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель является собственником спорного земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права от 18.02.2013 N 50-АД N 987033).
Согласно распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ (приложение N 1, "Раменский муниципальный район", строка N 59992), кадастровая стоимость для спорного земельного участка установлена в размере 2 648 965 099 рублей 30 копеек. Удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. для спорного земельного участка установлен в размере 1 929 рублей 98 копеек.
В целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка, между предпринимателей (заказчик) и ООО "Гипрозем-оценка" (исполнитель) заключен договор на проведение оценочных работ.
Отчетом N 20/40-05-14 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка (далее - отчет), подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" на основании договора на проведение оценочных работ, определена рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 1 224 301 220 рублей. Рыночная стоимость 1 кв. м. спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 892 рублей.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, предприниматель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земли утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с приведенными положениями Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2. Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 2.1.2. Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом или дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории "земли населенных пунктов".
На основании данного распоряжения кадастровой палатой установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Согласно статьей 65 Земельного кодекса, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, несмотря на то, что административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Для целей налогообложения с 01.01.2014 применяется Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В арбитражный суд по настоящему делу предприниматель обратился 30.06.2014.
Таким образом, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, несмотря на то, что административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
В материалы дела имеется отчет, подготовленный ООО "Гипрозем-оценка" N 20/40-05-14 "Об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 1 372 535 кв.м. (кадастровый номер 50:23:0040438:9".
Согласно указанному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка определена на 01.01.2013, которая значительно ниже, чем его кадастровая.
Также в материалы дела представлено экспертное заключение, подготовленное общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет на отчет N 20/40-05-14.
По итогам проведения экспертизы отчета об оценке подтверждено соответствие указанной в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке.
Поскольку проведение экспертизы в данном случае не предписано законом, не предусмотрено договором, не является необходимым для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства и отсутствует необходимость в проведении дополнительной или повторной экспертизы (часть 1 статьи 82 АПК РФ), дело рассмотрено судом в соответствии с частью 2 статьи 108 АПК РФ, на основании других представленных суду доказательств.
Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости; по результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает экспертное заключение о соответствии или несоответствии этого отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Проведение экспертизы отчета оценщика предусмотрено статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности, согласно которой под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации; соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных указанной статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Таким образом, указанное соответствие нормативным требованиям представленного отчета оценщика было подтверждено в экспертном заключении саморегулируемой организации оценщиков.
Из доводов администрации района, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьей 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2014 по делу N А41-38479/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38479/2014
Истец: Ип Кравцов В. Ф., ИП Кравцов Виктор Федорович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Чулковское, Министерство имущественных отношений г. Москва, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, МРИ ФНС N 1 по Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области