г. Москва |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А41-31297/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Мининские зори": Таран А.В. по доверенности б/н от 06.11.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мининские зори" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2014 года по делу N А41-31297/13, принятое судьей Гриневой А.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Мининские зори" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, Правительство Московской области и администрация сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района Московской области,
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)" Мининские зори" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области о:
- признании с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 включительно, расположенных в Раменском районе Московской области;
- признании с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости 1 кв.м. удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 включительно, расположенных в Раменском районе Московской области;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб. за 1 кв.м. и рассчитанную по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 включительно, расположенных в Раменском районе Московской области;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 включительно, и в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков - рыночную стоимость 1 кв.м. с даты внесения их в Государственный кадастр недвижимости в размере, согласно приведенной таблице (т. 1, л.д. 3-11).
Иск заявлен на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области (т. 1, л.д. 1-2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области и администрация сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района Московской области (т. 6, л.д. 20).
Определением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (т. 6, л.д. 153).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил (т. 9, л.д. 4-16):
- признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 (включительно), расположенных в Раменском районе Московской области, рассчитанную на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области";
- признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости 1 кв.м. удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 (включительно), расположенных в Раменском районе Московской области, равный 2179,11 руб. за 1 кв.м.;
- установить с 13.03.12 по 31.12.13 в качестве новой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 (включительно) рыночную стоимость данных земельных участков и в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 (включительно) рыночную стоимость 1 кв.м. данных земельных участков, согласно нижеприведенной таблице
N п/п |
Кадастровый номер |
Рыночная стоимость 1 кв.м., рубли |
Рыночная стоимость участка, рубли |
1) |
50:23:0010378:663 |
262,80 |
417 589 |
2) |
50:23:0010З78:664 |
262,80 |
357 145 |
3) |
50:23:0010378:б65 |
262,80 |
З55 5б8 |
4) |
50:23:0010378:б66 |
262,80 |
404 975 |
5) |
50:23:0010378:667 |
262,80 |
39З 149 |
б) |
50:23:0010378:668 |
262,80 |
346 896 |
7) |
50:23:0010378:б69 |
262,80 |
329 288 |
8) |
50:23:0010378:670 |
262,80 |
337 435 |
9) |
50:23:0010378:671 |
262,80 |
437 036 |
10) |
50:23:0010378:672 |
262,80 |
490 648 |
11) |
50:23:0010378:673 |
262,80 |
434 671 |
12) |
50:23:0010378:674 |
262,80 |
403 1З5 |
13) |
50:23:0010378:675 |
262,80 |
376 330 |
14) |
50:23:0010378:676 |
262,80 |
366 343 |
15) |
50:23:0010378:677 |
262,80 |
458 849 |
16) |
50:23:0010378:678 |
262,80 |
472 252 |
17) |
50:23:0010378:679 |
262,80 |
422 320 |
18) |
50:23:0010378:б80 |
262,80 |
463 316 |
19) |
50:23:0010378:681 |
262,80 |
276 991 |
20) |
50:23:0010378:682 |
262,80 |
267 005 |
21) |
50:23:0010378:683 |
262,80 |
250 711 |
22) |
50:23:0010378:684 |
262,80 |
249 397 |
23) |
50:23:0010378:685 |
262,80 |
327 449 |
24) |
50:23:0010378:686 |
262,80 |
344 005 |
25) |
50:2З:0010378:687 |
262,80 |
З83 425 |
26) |
50:23:0010378:688 |
262,80 |
383 951 |
27) |
50:23:0010378:689 |
262,80 |
416 801 |
28) |
50:2З:0010378:690 |
262,80 |
426 262 |
29) |
50:23:0010378:691 |
262,80 |
411 282 |
30) |
50:23:0010378:692 |
262,80 |
377 644 |
31) |
50:23:0010378:693 |
262,80 |
429 415 |
32) |
50:23:0010378:694 |
262,80 |
386 053 |
33) |
50:23:0010378:695 |
262,80 |
З88 418 |
34) |
50:23:0010378:696 |
262,80 |
355 306 |
35) |
50:23:0010378:697 |
262,80 |
385 002 |
36) |
50:23:0010378:698 |
262,80 |
384 739 |
37) |
50:23:0010378:699 |
262,80 |
385 528 |
38) |
50:23:0010378:700 |
262,80 |
385 265 |
39) |
50:23:0010378:701 |
262,80 |
385 265 |
40) |
50:23:0010378:702 |
262,80 |
385 002 |
41) |
50:2З:0010378:703 |
262,80 |
384 739 |
42) |
50:23:0010378:704 |
262,80 |
385 002 |
43) |
50:23:0010378:705 |
262,80 |
385 265 |
44) |
50:23:0010З78:706 |
262,80 |
385 002 |
45) |
50:23:0010378:707 |
262,80 |
387 104 |
46) |
50:23:0010378:708 |
262,80 |
376 067 |
47) |
50:23:0010378:709 |
262,80 |
376 855 |
48) |
50:23:0010378:710 |
262,80 |
371 074 |
49) |
50:23:0010378:711 |
262,80 |
365 029 |
50) |
50:23:0010З78:712 |
262,80 |
358 722 |
51) |
50:23:0010378:713 |
262,80 |
345 845 |
52) |
50:23:0010378:714 |
262,80 |
375 278 |
53) |
50:23:0010З78:715 |
262,80 |
392 623 |
54) |
50:23:0010378:716 |
262,80 |
404 449 |
55) |
50:23:0010378:717 |
262,80 |
398 405 |
56) |
50:23:0010З78:718 |
262,80 |
393 149 |
57) |
50:23:0010378:719 |
262,80 |
380 797 |
58) |
50:23:0010378:720 |
262,80 |
352 678 |
59) |
50:23:0010378:721 |
262,80 |
359 773 |
60) |
50:2З:0010378:722 |
262,80 |
5 256 |
61) |
50:23:0010378:723 |
262,80 |
70 956 |
62) |
50:23:0010378:724 |
262,80 |
3 813 491 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 9, л.д. 84-87).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Мининские зори" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 9, л.д. 90-100).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Мининские зори" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Мининские зори" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0010378:663 по 50:23:0010378:724 включительно, расположенных в Раменском районе Московской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.08, не соответствует рыночной стоимости названных участков, ООО "Мининские зори" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что при наличии новой кадастровой стоимости, изменение сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в соответствии с которым средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Раменском муниципальном районе Московской области составляет 2 179,11 руб./1 кв. м.
На основании названного Распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были внесены соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
Между тем, на момент вынесения обжалуемого решения в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 564-РМ от 26.11.13, вступившим в силу с 01.01.14, была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, на основании которой установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку при наличии новой кадастровой стоимости, изменения сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Поскольку, как указывалось выше, сведения о новой кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу соответствующего судебного акта, удовлетворение требований истца не приведет к изменению его обязанности по уплате земельного налога за 2013 год, так как новая кадастровая стоимость спорных участков будет установлена только в 2014 году.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2014 года по делу N А41-31297/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31297/2013
Истец: Администрация Раменского муниципального района Московской области, ООО "Мининские зори"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Гжельское Раменского района Московской области, Межрайонная ИФНС России N1 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московскойобласти, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области