г. Москва |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А41-45840/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2014 года, принятое судьей Богатыревой Г. И., по делу N А41-45840/13 по исковому заявлению ООО "АгроКом" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Истринского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Истре Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация сельского поселения Ермолинское, Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от истца - Смирнова М.Н., доверенность N 2-1 от 10.01.2014 г.; Панова О.Э., директор, решение от 11.02.2013 г.;
от остальных лиц, третьих лиц - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО "АгроКом" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованиями:
- о признании с момента внесения в государственный кадастр недвижимости (22.10.2013) несоответствующей рыночной стоимости значение удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м в размере 1 522,74 руб. и рассчитанную в соответствии с ним кадастровую стоимость, определенные по состоянию на 01.01.2010, в отношении земельных участков, перечисленных в иске;
- об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя, определенных по состоянию на 01.01.2010 в размере, равном их рыночной стоимости, в отношении земельных участков, перечисленных в иске;
- об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401 с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
- об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 22.10.2013 по дату внесения в государственный кадастр недвижимости удельных показателей и кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельных участков - рыночную стоимость земельных участков и 1 кв.м каждого из них.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Истринского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация сельского поселения Ермолинское, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2014 года по делу N А41-45840/13 требования ООО "АгроКом" удовлетворены в части признания несоответствующей рыночной стоимости значения удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 1 522,74 руб. и рассчитанную в соответствии с ним кадастровую стоимость, определенные по состоянию на 01.01.2010, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401; и установления кадастровой стоимости и удельного показателя земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401, определенных по состоянию на 01.01.2010, в размере, равном их рыночной стоимости. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ООО "АгроКом" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и отказу в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 были утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
На основании данных значений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" была установлена кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, истец обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Как установлено апелляционным судом, требования истца направлены на установление кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401 в соответствии с рыночной стоимостью по состоянию на 01.01.2010.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
Из материалов дела следует, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от N 236-РМ от 25.11.2011 отменено распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области.
При этом согласно материалам дела установлена новая кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, рассчитанная на основании указанного распоряжения по состоянию на 01.01.2013 г., и внесенная в кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, при установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что сформулированные истцом требования как признание несоответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков, не соответствуют положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимости рыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные же истцом требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной только на определенный, при этом предшествовавший, период времени не соответствуют вышеуказанным положениям о том, что основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является момент вступления в силу судебного акта об определении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Аналогичная правовая позиция о невозможности определения кадастровой стоимости в размере рыночной на прошедший период при наличии на момент рассмотрения дела новой кадастровой стоимости отражена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам N А11-1051/2013, N А27-16264/2012, N А57-1910/2012.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2014 по делу N А41-45840/13 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45840/2013
Истец: ООО "АгроКом"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и каротграфии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация Истринского муниципального района, Администрация Истринского муниципального района в Московской области, Администрация с. п.Ермолинское Московской области, ИФНС по городу Истра, ИФНС РФ по г. Истра, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Росреестра По Московской Области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области