г. Самара |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А55-24273/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" - Завалишин М.С., доверенность от 20 января 2014 года N 2,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещён,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещён,
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - не явился, извещён,
от Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области - не явился, извещён,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2014 года по делу N А55-24273/2012, судья Агеенко С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД", Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара,
Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области, Самарская область, г. Безенчук,
ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выражающееся в непринятии в установленный срок решения о разделе вновь образованных земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с. Владимировка) с последующим предоставлением в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 63:12:0403001:9656 общей площадью 142 716 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха, и о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 (площадь земельного участка 2 284 кв.м.), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район. Северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха и об обязании вынести решение по заявлению ООО "Тренд" от 29.05. 2012 года (исх. N 18) о разделе вновь образованных земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с. Владимировка) с последующим предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9656 общей площадью 142 716 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха, и о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 (площадь земельного участка 2 284 кв.м.), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 г., заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 18.04.2013 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 г., требования заявителя вновь удовлетворены.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 27.03.2014 года указанные судебные акты вновь отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда (том 6 л.д. 98-101).
Решением суда первой инстанции от 13 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 7 л.д. 98-101).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку договор аренды испрашиваемого земельного участка является ничтожным и какого-либо решения уполномоченного органа о представлении заявителю испрашиваемого земельного участка для использования под туристическую базу отдыха не принималось, согласно положениям статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации у заявителя имеется исключительное право на приобретение участка, занятого лишь этими объектами и той частью земельного участка необходимого для использования 9 туристических домиков и ресторана.
В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе (вх. от 21.11.2014 г.) и письменных пояснениях (вх. от 27.10.2014 г.) общество с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные ООО "ТРЕНД" требования в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Считает, что при вынесении данного решения, судом были нарушены нормы материального права, кроме того, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сложившейся судебной практики по аналогичным делам.
Полагает, что у ООО "ТРЕНД" имеются все правовые основания для обращения в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельных участков, на которых расположены зарегистрированные объекты недвижимости, в собственность и в аренду.
ООО "ТРЕНД" со своей стороны своевременно выполнило все необходимые действия по обращению с соответствующим заявлением в уполномоченный на принятие подобных решений орган и приложило к заявлению все документы, необходимые для принятия решения государственным органом.
ООО "ТРЕНД" считает, что Территориальное Управление без каких-либо оснований не принимает решение о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 63:12:0403001:9656 (площадь земельного участка 142 716,00 кв. м.) и в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 (площадь земельного участка 2 284 кв. м.), то есть бездействует и тем самым нарушает права и интересы истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Податель жалобы ссылается на то, что одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал на отсутствие обоснованности заявителем испрашиваемой площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества. Считает, что данные выводы противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Площадь испрашиваемого ООО "ТРЕНД" земельного участка определена на основании "Градостроительного обоснования использования земельного участка туристической базой отдыха", подготовленного в 2012 году ОАО "ГИПРОГОР" г. Тольятти, а также письмом ОАО "ГИПРОГОР" исх. N 15 от 31.01.2014 года, в соответствии с которыми для эксплуатации туристической базы отдыха ООО "ТРЕНД" необходим испрашиваемый земельный участок общей площадью 1,42716 га.
В материалах дела имеется генеральный план туристической базы "Парк-отель "Васильевский", из которого также усматривается, что для эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимости необходим именно испрашиваемый земельный участок, в указанных площадях.
Отмечает, что в настоящий момент на территории испрашиваемого земельного участка расположены 35 объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ООО "ТРЕНД".
Указанные объекты занимают более 60% площади испрашиваемого земельного участка. Кроме того, на земельном участке расположены объекты, которые сами по себе и не являются недвижимым имуществом, однако без которых эксплуатировать существующие объекты недвижимости невозможно.
В подтверждение указанных доводов заявитель к апелляционной жалобе и дополнениях к ней приложил документы на 168 листах, включающие разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, свидетельства о государственной регистрации права собственности на 35 объектов, заключение кадастрового инженера, согласно которому площадь земельного участка, необходимая для использования и обслуживания объектов капитального строительства в составе 35 объектов с вспомогательными сооружениями и коммуникациями, расположенных в границах участка составляет 9,85 га. Площадь необходимая для использования и обслуживания зданий и сооружений составляет 69 % от общей площади участка.
Поскольку заявитель не имел возможности представить указанные документы в суд по объективным причинам, а суд первой инстанции в судебном заседании 06.08.2014 года отклонил ходатайство заявителя об отложении дела в связи с представлением дополнительных доказательств, заявитель просит суд апелляционной инстанции о приобщении дополнительных документов в материалы дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело с учетом дополнительно представленных, которые принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, счел возможным приобщить представленные доказательства в материалы дела, поскольку заявитель обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе в полном объеме.
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 30.09.2014 г. N ПМ-10/2620).
Материалы данного дела содержат заключения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (в лице отдела водных ресурсов по Самарской области) из которых следует, что земельный участок площадью 142 716 кв.м. находится вне водоохранной зоны и вне береговой полосы водных объектов.
Земельный участок площадью 2 284 кв.м. находится частично в водоохранной зоне озера и вне береговой полосы, вне водоохранной зоны Саратовского водохранилища. Нахождение участка в водоохранной зоне озера не препятствует предоставлению его в аренду (том 1 л.д.128, том 4 л.д. 6, 176-178).
Ответчик и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 22 октября 2014 года до 14 час 40 мин 29 октября 2014 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
После перерыва судебное разбирательство было продолжено 29 октября 2014 года в 14 час. 40 мин. и было отложено на 24 ноября 2014 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, заслушав подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя обоснованными, решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела общество с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" является собственником объектов недвижимого имущества: туристического дома N 1 общей площадью 171,6 кв.м., туристического дома N 2 площадью 170,9 кв.м.; туристического дом N 3 общей площадью 172,5 кв.м.; туристического дома N 4 общей площадью 171,4 кв.м., туристического дома N 5 общей площадью 263,4 кв.м.; туристического дома N 6 общей площадью 262 кв.м.; туристического дома N 7 общей площадью 263 кв.м.; туристического дома N 8 общей площадью 261 кв.м., туристического дома N 9 общей площадью 262,2 кв.м. и ресторана общей площадью 1 132,1 кв.м., расположенных по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями Свидетельств о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП (том 1 л.д. 99-108, 131-141).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером: 63:12:0403001:0092, общей площадью 145 000 кв.м.
Спорный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается представленной выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. 28).
С учетом того, что регистрация права собственности Российской Федерации осуществлена, именно уполномоченные федеральные органы и их территориальные управления вправе осуществлять права собственника в отношении данного земельного участка, в том числе, принимать решения о разделе участка и распоряжению им.
Заявитель является собственником объектов недвижимости, право на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, следовательно, он имеет исключительное право приобретения земельного участка, как в собственность, так и в аренду.
ООО "ТРЕНД", руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Территориальное управление с заявлением о разделе вышеназванного земельного участка на участок площадью 142 716.00 кв.м. и 2 284.00 кв.м. и предоставлении земельного участка площадью 142 716,00 кв.м. в собственность заявителю за выкуп, а земельного участка площадью 2 284.00 кв.м. - в аренду. К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Поступившее в адрес ответчика заявление ООО "ТРЕНД" Территориальное управление письмом от 07.06.2012 N 24/334 со всеми приложенными к нему документами направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом для рассмотрения и направления поручения о разделе земельного участка и предоставлении испрашиваемых земельных участков, соответственно в собственность и аренду.
Росимущество письмом от 29.12. 2012 года, направило Теруправлению ответ, в котором указало на необходимость провести проверку с целью выявления фактического использования земельного участка и предоставить разрешение собственника земельного участка на строительство объектов недвижимости на нём (том 4 л.д. 39-40).
До настоящего времени какое-либо решение по заявлению ООО "ТРЕНД" территориальным управлением не принято.
Полагая, что государственный орган проявляет незаконное бездействие и нарушает права собственника объектов недвижимого имущества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в силу положений статьи 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление все необходимые документы, испрашиваемые участки сформированы как объекты права, поставлены на кадастровый учет по заявлению уполномоченного государственного органа, площади испрашиваемых участков соответствуют площади объектов недвижимого имущества.
Территориальное управление обращение заявителя о принятии решения о разделе земельного участка и о предоставлении в собственность земельного участка и в аренду в установленный законом срок не рассмотрело и решение по ним не приняло.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 г. N 278 (в ред. Приказов от 29.09.2010 года N 263 и от 18.11.2010 года N 332).
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о Территориальном Управление Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008 г. (в ред. Приказов Минэкономразвития России от 19.07.2010 года N 304, от 16.11.2010 года N551, от 23.11.2011 года N 694, от 06.04.2012 года N 186).
В силу положений пункта 2.2. Административного регламента по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 622 от 07.11.2011 года, государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При этом пункт 2.6. Административного регламента определяет, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Таким образом, Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель в обоснование испрашиваемого размера не представил суду каких-либо доказательств подтверждающих о необходимости в запрашиваемом размере площади земельного участка и соответствие заявленной площади функциональному назначению объектов и подтверждающих необходимость использования заявленной площади участка для эксплуатации конкретных объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности у заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции противоречащими доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11), что также исключает общедоступность земельного участка.
Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
В материалы дела заявителем представлено Градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка под размещение туристической базы отдыха, подготовленное ОАО "Гипрогор", согласно которому исследуемый земельный участок площадью 1,42716 га, расположенного северо-западнее поселения Владимировка, Безенчукского района, Самарской области и рассматриваемые здания и сооружения представляют единый технологический комплекс. Территория испрашиваемого участка необходима туристической базе для функционирования и собственного обслуживания (том 1 л.д. 14-65).
Соразмерность площади испрашиваемых в собственность и в аренду земельных участков, и площади объектов недвижимости, расположенных на нем, помимо градостроительного обоснования использования земельного участка туристической базы отдыха, подтверждена также разрешенным видом использования данного земельного участка - "под туристическую базу отдыха" (том 1 л.д. 18-20), генеральным планом туристической базы "Парк-отель "Васильевский".
Территориальным органом данное обстоятельство не опровергнуто.
Доказательств, что для использования находящихся в собственности заявителя объектов необходим участок иной площади, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Дополнительно заявителем в материалы данного дела были представлены доказательства нахождения на территории испрашиваемого земельного участка 35 объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ООО "ТРЕНД".
Указанные объекты занимают более 60% площади испрашиваемого земельного участка. Кроме того, на земельном участке расположены объекты, которые сами по себе и не являются недвижимым имуществом, однако без которых эксплуатировать существующие объекты недвижимости невозможно.
Согласно заключению кадастрового инженера, площадь земельного участка, необходимая для использования и обслуживания объектов капитального строительства в составе 35 объектов с вспомогательными сооружениями и коммуникациями, расположенных в границах участка составляет 9,85 га.
Площадь необходимая для использования и обслуживания зданий и сооружений составляет 69 % от общей площади участка.
Как следует из Заключения, выданного Отделом водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов, земельный участок, площадью 142 716 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, который заявитель просит передать ему в собственность, находится вне водоохранной зоны, вне береговой полосы водных объектов, вследствие чего, какие-либо препятствия в части охраны и использования водных ресурсов для предоставления данного земельного участка заявителю отсутствуют.
Земельный участок площадью 2 284 кв.м., на который заявитель просит оформить договор аренды, находится вне береговой полосы, частично в водоохранной зоне озера и вне береговой полосы, вне водоохранной зоны Саратовского водохранилища.
Нахождение данного участка в водоохранной зоне озера не препятствует предоставлению его в аренду.
С учетом положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод, предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду, возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Доказательств отнесения испрашиваемого участка к землям особо охраняемых природных территорий (и как следствие невозможность его приватизации) в материалы дела ответчиком не представлено.
Таким образом, материалами данного дела подтверждается принадлежность заявителю исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.
С позиции изложенного следует, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в определенные им порядке и сроки.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии с частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции следует отменить.
Требования заявителя о признании незаконным бездействия ответчика удовлетворить в полном объеме.
Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя должно быть осуществлено посредством обязания Территориального управления по вступлении настоящего решения в законную силу устранить путем принятия в месячный срок решения о разделе земельного участка, предоставлении в собственность и аренду образованных земельных участков по указанному адресу и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи и аренды земельных участков в двухнедельный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Взыскать с Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу ООО "Тренд" расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2014 года по делу N А55-24273/2012 отменить.
Бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выражающееся в непринятии в установленный срок решения о разделе вновь образовавшихся земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с Владимировка); о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 63:12:0403001:9656 общей площадью 142 716 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха, и о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 (площадь земельного участка 2 284 кв.м.), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район. Северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха, признать незаконным.
Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-24273/2012 вынести решение по заявлению ООО "Тренд" от 29 мая 2012 года (исх. N18) о фактическом разделе земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с Владимировка на земельный участок площадью 142 716 кв.м. (кад. N 63:12:0403001:9656) и земельный участок площадью 2 284.0 кв.м. (кадастровый номер 63:12:0403001:9657); решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9656 общей площадью 142 716 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха, и о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 (площадь земельного участка 2 284 кв.м), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, Северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием под туристическую базу отдыха.
Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в двухнедельный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 142 716 кв.м. (63:12:0403001:9656) и в аренду земельного участка площадью 2 284.0 кв.м. (кадастровый номер 63:12:0403001:9657) направить в адрес ООО "Тренд" проекты договора купли-продажи и аренды указанных земельных участков.
Взыскать с Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу ООО "Тренд" расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24273/2012
Истец: ООО "ТРЕНД"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14501/14
13.08.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24273/12
27.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3253/13
07.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17111/13
08.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24273/12
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1773/13
14.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15761/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24273/12