Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2014 г. N 11АП-12759/14
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2015 г. N Ф06-21549/13 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
03 декабря 2014 г. |
А65-5966/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2014 года по делу N А65-5966/2014 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Мензелинск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Правозащитный центр "Северный берег", Республика Татарстан, г.Казань, индивидуального предпринимателя Хасанова Ильнура Айратовича, Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения по делу N 06-302/2013 от 22.01.2014,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик) при участии третьих лиц, без самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "Правозащитный центр "Северный берег", индивидуального предпринимателя Хасанова Ильнура Айратовича, о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения по делу N 06-302/2013 от 22.01.2014 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан обратился с апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнений к апелляционной жалобе от 18.09.2014, дополнительных пояснений от 21.10.2014 просит суд апелляционной инстанции отменить полностью решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2014 года по делу N А65-5966/2014, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу от антимонопольного органа, в котором УФАС по РТ (с учетом отзыва на дополнительные пояснения заявителя от 25.11.2014) просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание 26.11.2014 лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение ООО "Правозащитный центр "Северный берег" с указанием на нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов местного самоуправления Мензелинского муниципального района Республики Татарстан при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, сроком на 3 (три) года.
Из данного обращения следовало, что Постановлением руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 15.07.2013 года N 679 Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палате Мензелинского муниципального района Республики Татарстан поручено провести открытый аукцион на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
26.07.2013 года Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палатой Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в газете "Мензеля", N 57 (11420) была опубликована информация о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, сроком на 3 (три) года, разрешенное назначение: для строительства административного здания банка.
Из текста публикации следовало, что в случае приобретения права аренды земельного участка на аукционе, реализуя свое право пользования указанным земельным участком, арендатор сможет использовать земельный участок исключительно для строительства административного здания банка.
Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, определив разрешенный вид использования только под строительство административного здания банка, тем самым ограничил круг потенциальных участников аукциона по приобретению права аренды земельного участка, фактически сократив его исключительно до административного здания банковской организации.
Установление определенного вида разрешенного использования земельного участка исключило возможность участия в аукционе хозяйствующих субъектов, осуществляющих другие виды деятельности, отличные от банковской деятельности.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 14.11.2013 г. N 02/549-к антимонопольным органом было возбуждено дело N 06-302/2013 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ограничении прав неопределенного круга лиц на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, сроком на 3 (три) года, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 06-302/2013 Комиссия Татарстанского УФАС пришла к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии с частью 1 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статьей 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застроики территории городских и сельских поселении, территории других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 38 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
-принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
-публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка - или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условий предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
04.12.2012 года в адрес Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан поступило заявление от ОАО "АК БАРС" БАНК о выделении земельного участка расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55 для размещения административного здания.
При этом в данном заявлении, как указывает Комиссия, не было указано, для какого административного здания испрашивается земельный участок.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 30.04.2013 года N 445 сформирован земельный участок с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенный по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55.
Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в данном постановлении разрешенное использование вновь сформированного земельного участка установлено как "для строительства административного здания банка".
Согласно Генеральному плану города Мензелинск Мензелинского муниципального района Республики Татарстан и правил землепользования и застройки муниципального образования "город Мензелинск" земельный участок с кадастровым номером 16:28:180169:222 находится в зоне Д-1 - зона делового, общественного центра.
В п.2 ст.7 ЗК РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, то есть разрешенное использование должно определяться в результате зонирования территории.
В результате зонирования в комплексе определяется правовой режим не только земельных участков, но и условия создания и эксплуатации объектов недвижимости на них.
Статьей 85 ЗК РФ определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым - для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно- бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам;
2)общественно-деловым - для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам;
3)производственным - для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам;
4)инженерных и транспортных инфраструктур - для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам;
5)рекреационным, в состав которой включаются земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами - для отдыха граждан и туризма;
6) сельскохозяйственного использования, в состав которой включаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки;
7)специального назначения;
8)военных объектов;
9)иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Исходя из требований действующего законодательства, в случае отнесения земельного участка к общественно-деловой зоне, целевое использование земельного участка может быть разным - для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, определив разрешенный вид использования только под строительство административного здания банка, как полагает антимонопольный орган, ограничил круг потенциальных участников аукциона по приобретению права аренды земельного участка, фактически сократив его до исключительно банковских организаций. Определенный вид разрешенного использования земельного участка исключил возможность участия в аукционе хозяйствующих субъектов, осуществляющих другой вид деятельности, отличный от банковской деятельности.
Установление столь узкого разрешенного использования не было обусловлено объективными причинами, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Мензелинск и правил землепользования и застройки муниципального образования "город Мензелинск" земельный участок с кадастровым номером 16:28:180169:222 - находится в зоне Д-1 - зона делового, общественного центра, которая допускает строительство разных административных зданий, а в заявлении ОАО "АК БАРС" не было указано для строительства какого именно административного здания испрашивался земельный участок.
Действиями Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан были созданы такие условия проведения торгов, при которых доступ хозяйствующих субъектов к получению земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222 был ограничен установлением разрешенного использования земельного участка исключительно для банковских организаций, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фо?дам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учетом изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу, что Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан допущены нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении прав неопределенного круга лиц на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, сроком на 3 (три) года, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вместе с тем, в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом установлено, что аукцион 04.09.2013 на повышение стоимости по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка признан несостоявшимся, в связи с уклонением победителя торгов от подписания протокола проведения аукциона, а также договора аренды указанного земельного участка.
В соответствии с положениями земельного законодательства передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
13.11.2013 года Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палатой Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в газете "Мензеля" N 85 (11448) была опубликована информация о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, сроком на 3 (три) года, разрешенное назначение: для строительства административного здания банка.
21.11.2013 года в адрес Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан поступило заявление от ОАО "АК БАРС" БАНК о предоставлении указанного земельного участка.
Иных заявлений в адрес Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан не поступало.
На основании указанного заявления Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 17.12.2013 года N 1352 земельный участок с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55 был предоставлен ОАО "АК БАРС" БАНК.
В связи с изложенным, антимонопольный орган не усмотрел оснований для выдачи предписания.
По результатам рассмотрения антимонопольным органом дела N 06-302/2013 ответчиком 22.01.2014 объявлено решение (полный текст изготовлен 31.01.2014), которым Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, сроком на 3 (три) года, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ( пункт 1 решения) и решено передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства ( пункт 2 решения). Пунктом 3 указанного решения было признано, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Не согласившись с принятым решением, в части пунктов 1 и 2, Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным и доказанности факта нарушения заявителем антимонопольного законодательства.
Данные выводы признаются судом апелляционной инстанции ошибочными, не основанными на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
Исходя из содержания оспариваемого решения, заявителю вменяется нарушение ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения прав неопределенного круга лиц на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:28:180169:222, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский район, г.Мензелинск, ул. К. Маркса, д.55, которое выразилось в установлении заявителем вида разрешенного использования указанного земельного участка как "для строительства административного здания банка".
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из содержания статьи 15 Закона о защите конкуренции в ней содержится запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, для признания оспариваемых актов либо действий (бездействия) названных органов государственной власти нарушившими положения названной нормы материального права необходимо, чтобы такие акты либо действия (бездействие) приводили или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не были основаны на законе.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции перечислены в п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которое не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п.1.1 ст.30 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Мензелинск Мензелинского муниципального района РТ (Решение Совета города Мензелинск N 11-2 от 03.11.2012, при утверждении были проведены публичные слушания.), земельный участок находится в зоне Д-1 Зона делового, общественного центра. Зона Д-1 зона общественного центра выделена для обеспечения правовых условий формирования объектов, с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения, разнообразных объектов городского значения, связанных, прежде всего, с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании.
Исходя из Правил землепользования и застройки города Мензелинск Мензелинского муниципального района РТ и имеющейся в деле справки от 05.05.2014 г. N 35 Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района следует, что для зоны делового, общественного центра (Д-1) основными являются следующие виды разрешенного использования недвижимости:
- многоквартирные дома смешанного использования: с квартирами на верхних этажах и размещением на нижних этажах офисов и объектов делового, культурного и обслуживающего назначения при условии поэтажного разделения жилого и нежилых видов использования;
- многофункциональные административно-деловые, общественные учреждения и организации;
- офисы, конторы различных организации, фирм, компаний;
- кредитно-финансовые учреждения;
- юридические учреждения и организации: адвокатские и нотариальные конторы, юридические консультации, суды;
- гостиницы;
- здания, сооружения спортивного назначения, включая бассейны, спортклубы;
- магазины, торговые комплексы общей площадью до 600 кв.м;
- районные дома культуры, театры, кинотеатры, концертные залы;
- объекты религиозного назначения;
- музей, выставочные залы, картинные и художественные галереи, художественные салоны;
- библиотеки;
- дворец бракосочетаний;
- предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, бары, рестораны);
- центральные отделения связи (почтовые отделения, междугородние переговорные пункты);
- отделения, участковые пункты полиции;
- аптеки;
- отдельно-стоящие УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты;
- отделения и филиалы банков;
- многопрофильные учреждения дополнительного образования;
- отделения, факультеты, филиалы высших и средних специальных учебных заведений.
Заявитель в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и настоящего дела указывал на неоднократные обращения граждан по поводу размещения АК Барса банка в центре города, поскольку получение, пенсий, пособий осуществляется в филиале, который находится на окраине города.
Выбор вида разрешенного использования "под строительство здания банка" обусловлен неоднократными обращениями граждан и необходимостью удовлетворения потребностей населения в обслуживании кредитно-финансовой организацией.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в Зоне Д-1, в которой находится спорный земельный участок, размещение кредитно-финансовых учреждений отделений и филиалов банков, отнесено к основным видам разрешенного использования.
Как указывалось выше, в силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; одним из признаков ограничения конкуренции признается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Между тем, из решения антимонопольного органа не усматривается, каким образом действия Исполкома оказали влияние на конкуренцию; антимонопольный орган не установил и не доказал факт ограничения прав каких либо лиц на участие в аукционе, не установил факт конкуренции между какими-либо хозяйствующими субъектами, помимо участвовавших в аукционе, не выявил таких лиц.
Указание антимонопольным органом в оспариваемом решении, что определенный Исполкомом вид разрешенного использования земельного участка исключил возможность участия в аукционе хозяйствующих субъектов, осуществляющих другой вид деятельности, отличный от банковской деятельности, не свидетельствует о доказанности указанных выше фактов и о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.
Если следовать позиции антимонопольного органа, установление заявителем любого вида разрешенного использования спорного земельного участка из допускаемых в указанной зоне Д-1, также будет ограничивать конкуренцию, поскольку будет исключать возможность участия в аукционе хозяйствующих субъектов, осуществляющих иной вид деятельности, отличный от вида деятельности для осуществления которой предполагается определить вид разрешенного использования земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание, что определение разрешенного использования спорного земельного участка является составной частью работ по формированию земельного участка, проведение которых в соответствии со ст.29, ч.4 ст.30 ЗК РФ отнесено в данном случае к компетенции органа местного самоуправления, а в силу положений п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, факт нарушения Исполнительным комитетом части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, не подтвержден.
Нарушение заявителем части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и законность обжалуемого решения антимонопольным органом не доказаны.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявленные Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан требования удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2014 года по делу N А65-5966/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Мензелинск, удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 января 2014 (полный текст решения изготовлен 31 января 2014) по делу N 06-302/2013.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5966/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2015 г. N Ф06-21549/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, г. Мензелинск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ИП Хасанов Ильнур Айратович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Правозащитный центр "Северный берег", Хасанов Ильнур Айратович