г. Красноярск |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А33-8724/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания Бутиной В.И.,
при участии:
от ответчика (Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю): Пищальникова С.В., представителя по доверенности от 31.01.2014 N СО-11-22/2233,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" сентября 2014 года по делу N А33-8724/2014, принятое судьей Чурилиной Е.М.
установил:
индивидуальный предприниматель Аржакова Любовь Ивановна (далее - предприниматель, заявитель, ИНН 244200144470, ОГРН 304244236500252) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (далее - административный орган, ответчик, ИНН 2464059657, ОГРН 1052464002645) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.04.2014 N 207-2014.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 сентября 2014 года заявление индивидуального предпринимателя Аржаковой Любови Ивановны удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю от 15.04.2014 N 207-2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, ссылается на то, что бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению размещены на официальном сайте Красноярскстата, а также на официальных сайтах Росстата; имеются во всех информационно-правовых системах; респондент имеет возможность получить бланки самостоятельно в Красноярскстате, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции; у ответчика отсутствует обязанность по доведению бланков статистической отчетности респондентам.
Административный орган ссылается на то, что бланк формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП (годовая) с указаниями по ее заполнению направлены предпринимателю посредством почтовой связи 14.02.2014, что подтверждается реестром от 30.04.2013 N НС-1-26-13/9704.
Предприниматель представила отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Предприниматель в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие предпринимателя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Индивидуальный предприниматель Аржакова Л.И. в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) обязана безвозмездно предоставлять в Территориальный орган Федеральной службы государственной Красноярскому краю первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В связи с непредставлением индивидуальным предпринимателем в установленный срок (до 02.03.2014) статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП (годовая) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", утвержденной приказом Росстата от 26.06.2013 N 232, за 2013 год должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 01.04.2014 N 6-2014.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.04.2014 N 2072014 индивидуальный предприниматель Аржакова Л.И. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Признавая незаконным и отменяя постановление от 15.04.2014 N 207-2014, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП, по следующим основаниям.
Согласно статье 13.19 КоАП нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению предпринимателю вменяется нарушение порядка представления статистической информации, выразившееся в непредоставлении в установленный срок (до 02.03.2014) статистической информации по форме статистического наблюдения N 1-ИП (годовая) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", утвержденной приказом Росстата от 26.06.2013 N 232, за 2013 год.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Согласно пункту 8 статьи 8 Закона N 282-ФЗ бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяет Положение об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
Пунктом 2 Положения N 620 предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется, в том числе с соблюдением следующих условий: доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов (подпункт "в").
В силу пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет. Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.
Из содержания изложенных норм права следует, что на респондентов возложена обязанность по представлению статистических данных по установленным формам, а на субъектов официального статистического учета - обязанность по доведению до респондентов безвозмездно бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
С учетом изложенного, довод о том, что у ответчика отсутствует обязанность по доведению бланков статистической отчетности респондентам, отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий вышеизложенным нормам материального права.
Доказательства того, что бланки формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП (годовая) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (приложение N 5), утвержденные приказом Росстата от 26.06.2013 N 232, и указания по их заполнению были доведены ответчиком до респондента - индивидуального предпринимателя, в материалы дела не представлены.
Довод административного органа о том, что бланк формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП (годовая) с указаниями по ее заполнению направлены предпринимателю посредством почтовой связи 14.02.2014, что подтверждается реестром от 30.04.2013 N НС-1-26-13/9704 (л.д. 67), подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в данном реестре указано, что направлен именно бланк формы N 1-ИП (годовая).
В справке административного органа от 08.05.2014 (л.д. 72) указано, что обследование по форме N 1-ИП (услуги) "Сведения об объеме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем", утвержденной приказом Росстата от 27.07.2012 N 422, проводится на выборочной основе. При формировании перечня обследуемых предпринимателей по форме N 1-ИП (услуги) за 2013 год Аржакова Л.И. была включена в базовую совокупность, в сформированную программными средствами выборочную совокупность не попала.
В пояснениях в адрес административного органа предприниматель указывала о том, что она не уведомлена о включении ее в выборочное наблюдение.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность респондента самостоятельно получать у субъекта официального статистического учета бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также отслеживать информацию о включении их в выборку наблюдения ответчиком (обследование по форме N 1-ИП (услуги) "Сведения об объеме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем" проводится на выборочной основе; при формировании перечня обследуемых предпринимателей по указанной форме заявитель включена в базовую совокупность).
Поскольку соответствующий бланк формы федерального статистического наблюдения и указания по его заполнению до индивидуального предпринимателя ответчиком не доведены, то обязанность по предоставлению ответчику статистической информации по форме статистического наблюдения N 1-ИП (годовая) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", утвержденной приказом Росстата от 26.06.2013 N 232, за 2013 год у индивидуального предпринимателя отсутствовала.
Доводы ответчика о том, что бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению размещены на официальном сайте Красноярскстата, а также на официальных сайтах Росстата; имеются во всех информационно-правовых системах; респондент имеет возможность получить бланки самостоятельно в Красноярскстате, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Наличие различных способов доведения бланочной продукции до респондентов, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю на основании Приказа Росстата от 05.06.2013 N 200 "О доведении территориальными органами Росстата до респондентов форм федерального статистического наблюдения с учетом предоставления отчетности в форме электронного документа", не освобождает ответчика от обязанности по доведению бланка формы федерального статистического наблюдения и указания по его заполнению до индивидуального предпринимателя.
На основании изложенных обстоятельств и норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьи 13.19 КоАП, административным органом не доказано.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление от 15.04.2014 N 207-2014.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" сентября 2014 года по делу N А33-8724/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8724/2014
Истец: Аржакова Любовь Ивановна
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ