г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А56-74749/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Кузьминкин Г.С. - доверенность от 12.05.2014
от третьих лиц: 1) не явился (извещен); 2) предст. Максоцкий Р.А. - доверенность от 15.11.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23302/2014) ООО "Торговый дом "Пять стихий" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 по делу N А56-74749/2013 (судья Галкина Т.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Торговый дом "Пять стихий"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) ООО "Меркурий", 2) ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет"
об оспаривании решения по делу N 94-1617/13 и взыскании упущенной выгоды
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Пять стихий" (ОГРН 1097847292366; адрес: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 50, литер Е; далее - заявитель, Общество, ООО "Торговый дом "Пять стихий") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным пункта 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС, Управление) по делу N 94-1617/13, а также взыскании с Управления судебных издержек в сумме 9199,48 руб. и недополученных доходов (упущенной выгоды) в сумме 179223,80 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Меркурий" и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Университет).
Решением суда от 19.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права - статьи 17 Закона о размещении заказов, применение закона, не подлежащего применению - Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", просит решение суда от 19.08.2014 отменить и удовлетворить требования в полном объеме.
Податель жалобы и ООО "Меркурий" извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу положений статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы без их участия.
Представитель Санкт-Петербургского УФАС доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 19.08.2014 без изменения, жалобу ООО "Торговый дом "Пять стихий" - без удовлетворения. Представитель Университета поддержал позицию УФАС.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, на сайте электронной площадки в сети Интернет http://www.sberbank-ast.ru 08.08.2013 размещено извещение N 0372200245713000005 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку молочной продукции. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 938 712, 77 рублей.
02.09.2013 в Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "Пять стихий" на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика в части неправомерного признания участника размещения заказа соответствующим требованиям аукционной документации. Как указал податель жалобы, у одного из трех участников, принявших участие в открытом аукционе в электронной форме, в представленной заявке отсутствуют сведения о контрактах/договорах на поставку одноименных товаров (пищевых продуктов).
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 09.09.2013 по делу N 94-1617/13 жалоба признана обоснованной, в действиях Аукционной комиссии признано нарушение части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Однако, Управлением принято решение (пункт 3) предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что данное нарушение не повлияло на размещение заказа.
ООО "Торговый дом "Пять стихий", не согласившись с пунктом 3 решения Управления от 09.09.2013 по делу N 94-1617/13, а также полагая, что незаконное решение повлекло убытки для Общества в виде упущенной выгоды в сумме 179223,80 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции согласился с выводами Санкт-Петербургского УФАС, не усмотрел правовых оснований для взыскания с Управления упущенной выгоды, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение представителей Управления и Университета, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действовавшего на момент проведения рассматриваемого аукциона, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для выполнения работ, условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены указанной статьей (часть 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).
Согласно части 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений, либо несоответствия указанных сведений требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Пунктом 7.5.3 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать "сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах/договорах на поставку одноименных товаров (пищевых продуктов) в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.
Сведения предоставляются, если в Информационной карте Аукциона установлено такое требование, в соответствии с частью 2.3 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ. Сведения должны отвечать следующим требованиям: контракты/договоры исполнены участником размещения заказа за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем Аукционе; Сведения предоставляются в следующем виде: номера записей исполненных контрактов/договоров из реестра контрактов, копии исполненных контрактов/договоров, копии актов приемки поставленных товаров по таким контрактам/договорам".
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, к заявке ООО "Меркурий" не были приложены предусмотренные аукционной документацией сведения о контрактах/договорах на поставку одноименных товаров.
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено, что в день проведения рассматриваемого аукциона Заказчиком проводилось несколько аналогичных процедур размещения заказов, в которых также участвовало ООО "Меркурий", и в заявке которого были приложены сведения, подтверждающие наличие опыта, в связи с чем Аукционная комиссия признала вторую часть заявки ООО "Меркурий" соответствующей требованиям аукционной документации исходя из имеющихся на руках документов, приложенных по другим аукционам.
Вместе с тем, непредставление таких документов участником размещения заказа к конкретной заявке в силу закона и требований аукционной документации должно было повлечь недопуск ООО "Меркурий" к участию в аукционе, в связи с чем антимонопольный орган правомерно признал жалобу ООО "Меркурий" обоснованной, а действия аукционной комиссии заказчика нарушением части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
При этом, антимонопольным органом было решено предписание не выдавать, поскольку доказательств того, что данные нарушения повлияли на права и интересы участников размещения заказа, не установлено.
В силу части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:
1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
2) выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Таким образом, из буквального толкования вышеприведенных норм закона следует, что выдача предписания является правом антимонопольного органа, а не обязанностью.
Установив, что нарушение заказчиком части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов не повлияло на права и интересы участников размещения заказа, антимонопольный орган в пределах своих полномочий решил не выдавать предписание.
Выводы суда первой инстанции, хоть и основанные на нормах права, не регулирующих спорные правоотношения (Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), сводятся по сути к том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, которое в рассматриваемом случае не будет восстановлено путем признания недействительным пункта 3 обжалуемого решения УФАС. При этом, Общество не было лишено возможности обжаловать результаты торгов, что прямо предусмотрено статьей 57 Закона о размещении заказов и статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд также обоснованно отказал в удовлетворении иска о взыскании упущенной выгоды, не усмотрев к тому правовых (статьи 15, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации) и фактических оснований.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований Общества в полном объеме, оснований для отмены решения суда от 19.08.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Торговый дом "Пять стихий" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 августа 2014 года по делу N А56-74749/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Пять стихий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74749/2013
Истец: ООО "Торговый дом "Пять стихий"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Меркурий", ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет"
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-797/15
09.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23302/14
19.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74749/13
01.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5155/14
15.01.2014 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74749/13