г.Москва |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А40-15395/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы МИФНС России N 46 по г.Москве, Скворцова С.А. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.09.2014 г. по делу N А40-15395/2014 (120-108), принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ОАО "МГТС"
к МИФНС России N 46 по г.Москве
третье лицо: Скворцов С.А.
о признании недействительным решения, действий по внесению записи о прекращении деятельности юридического лица,
при участии:
от заявителя: |
Бреева З.В. по дов. от 26.12.2013 N 26174; |
от ответчика: |
Климочкин Е.С. по дов. от 23.10.2014; |
от третьего лица: |
Скворцов С.А., Ермакова О.Д. по дов. от 29.07.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московская городская телефонная сеть" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г.Москве (далее - налоговый орган, ответчик), а также действий о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "БизнесПроект" (ОГРН 50777468115339) в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.09.2014 г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемых ненормативного правового акта и действий налогового органа закону, влекущем для заявителя неблагоприятные правовые последствия, обусловленные нарушением прав третьих лиц, выступающих в качестве кредиторов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, принятый по делу судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, а положенные в его основу выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что на момент принятия решения о государственной регистрации, налоговый орган не располагал сведениями о наличии у ликвидированного юридического лица задолженности перед кредиторами. Полагает, что налоговый орган не обязан осуществлять проверку предоставленных на регистрацию документов, в т.ч. достоверность данных промежуточного и ликвидационного баланса, а также кредиторской задолженности.
В свою очередь, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Скворцов С.А. также не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции, подав на указанный судебный акт апелляционную жалобу в котором также просит его отменить. Обозначенное лицо, участвующее в деле, считает, что обжалуемое решение не является законным и обоснованным, подлежит отмене по мотиву нарушения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявителем представлены письменные пояснения на апелляционные жалобы ответчика и третьего лица в порядке ст.81 АПК РФ.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда 01.12.2014 г. представитель налогового органа в полном объеме поддержал доводы своей апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Скворцов С.А. и его представитель поддержали доводы своей апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложили свою правовую позицию по делу, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержала решение суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб, а также заявленные в них требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложила свою правовую позицию по делу, основанную на тезисах и аргументах представленных в судебном заседании письменных пояснений, просила обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов рассматриваемого дела, 25.10.2013 г. в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БизнесПроект" (ОГРН 50777468115339) внесена запись прекращении хозяйственной деятельности с связи с ликвидацией указанного юридического лица.
Полагая, что принятое налоговым органом решение и совершенное действие влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обусловленное наличием неисполненных перед ним обязательствах на момент утверждения промежуточного баланса, Общество обратилось в суд заявлением о защите и восстановлении нарушенного права в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы рассматриваемого дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, а также заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения по следующим мотивам и основаниям
Согласно положениям ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. В свою очередь, избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Рассматриваемые правоотношения, возникающие в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а также Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 (далее - Правила).
В соответствии с п.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
В силу положений п.3 ст.20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно положениям п.1 ст.21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 -8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.1. ст.9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Довод налогового органа о том, что нормы Закона N 129-ФЗ не возлагают на него обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер, правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридических лиц отражен и регламентирован положениями ст.ст. 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии со ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В п.4 ст.63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
По итогам завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса как сама компания и так и ее ликвидатор были осведомлены надлежащим образом об обстоятельствах наличия неисполненных перед обществом обязательствах. До утверждения промежуточного ликвидационного баланса Общество неоднократно обращалось к компании с требованием оплатить долг по договору, а также инициировало судебный процесс о взыскании задолженности.
Материалами рассматриваемого дела также подтверждено, что 27.08.2012 г. между заявителем и ликвидированным юридическим лицом - Обществом с ограниченной ответственностью "БизнесПроект" (ОГРН 50777468115339) было заключено Соглашение от 27.08.2012 г N б/н о признании должником суммы арендной платы по договору аренды в размере 1 535 007, 57 руб., а также суммы НДС в размере 276 301, 36 руб., и обязанности по выплате обозначенных сумм в порядке, установленном Соглашением.
В связи с тем, что контрагент по Соглашению свои обязательства не исполнил, ОАО Обществом 02.07.2013 г. была передана претензия от 28.06.2013 г. N 12086 представителю ООО "БизнесПроект".
Помимо прочего, заявитель также обращался в Арбитражный суд г.Москвы с материально-правовым требованием о взыскании суммы долга, образовавшегося в связи с неисполнением обязательств вышеуказанному Соглашению, инициировав судебное дело N А 40-114134/2013.
Учитывая что ликвидатор в письменной не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним, им нарушены требования ст.63 ГК РФ.
Согласно положениям п.п. "а" и "б" п.1 ст.21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами фактически указывает на обстоятельства непредставления в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что может служить основанием для отказа в государственной регистрации с учетом положений п.п."а", п.1, ст.23 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая, что в процессе ликвидации компании установленный ст.ст. 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица налоговым органом был нарушен, а для государственной регистрации прекращения его деятельности в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, решение, а равно как и действия ответчика о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "БизнесПроект" (ОГРН 50777468115339) не могут быть признаны законными по мотиву нарушения прав третьих лиц, выступающих в роли кредиторов ликвидируемого хозяйствующего субъекта.
В силу положений ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционные жалобы ответчика, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, удовлетворению не подлежат. Приведенные в обозначенных жалобах доводы и аргументы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, установленных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.09.2014 г. по делу N А40-15395/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15395/2014
Истец: ОАО "МГТС", ОАО "Московская городская телефонная сеть"
Ответчик: МИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: Скворцов С. А., Скворцов Сергей Алексеевич, ИФНС РОССИИ N4 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 740-ПЭК15
19.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1656/15
08.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47669/2014
05.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15395/2014