г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А26-2445/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Баганова Е.В. по выписке из ЕГРЮЛ
от ответчиков: 1. Чекшиной О.Г. по доверенности от 03.03.2014, 2. Чекшиной О.Г. по доверенности от 24.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24039/2014) ООО "СВТ-ТОРГ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.08.2014 по делу N А26-2445/2014 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению ООО "СВТ-ТОРГ"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия
о признании незаконными и отмене постановлений, решений о назначении административных наказаний
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СВТ-ТОРГ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - соответчик, Инспекция) от 20.12.2013 N 109, N 110, N 113, N 115 о назначении административных наказаний, и решений руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, налоговый орган) Масалкина В.А. от 05.02.2014 N 13-11/01154@, N 13-11/01157@, N 13-11/01154@, N 13-11/01143@ по жалобам на постановления о назначении административных наказаний (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14 и 19 ноября 2013 года на основании поручений N 237 от 14.11.2013 и NN 238, 239, 240 от 19.11.2013 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) при оказании населению услуг по приему платежей через платежные терминалы, установленные по следующим адресам: Республика Карелия, Калевальский район, п. Новое Юшкозеро, ул. Студенческая, д. 1 (здание магазина Калевальского райпо); Республика Карелия, Калевальский район, п. Калевала, ул. Ленина, д. 9 (отдел "Кулинария" Калевальского райпо); Республика Карелия, Калевальский район, п. Боровой, ул. Железнодорожная, д. 3 (здание магазина N 16 Калевальского райпо); Республика Карелия, г.Кемь, ул.Шоссе 1 Мая, д. 5А (здание магазина "Зодиак").
Результаты проверки платежных терминалов отражены в актах от 14.11.2013 N НО - 006515, от 19.11.2014 N НО - 006516, N НО - 006517, N НО - 006519.
В ходе проверки 14 ноября 2013 года установлено, что платежный терминал, принадлежащий Обществу и расположенный по адресу: г.Кемь, ул. Шоссе 1 Мая, 5а (здание магазина "Зодиак"), в момент оплаты за мобильную сотовую связь выдал квитанцию N 17840 от 14.11.2013, на которой, в числе прочего, указаны следующие реквизиты: ООО "СВТ-ТОРГ", ИНН 1020007101, г.Петрозаводск, ул.Суоярвская, 32А, адрес терминала Республика Карелия, г. Кемь, ул. Шоссе 1 Мая, д.5А, терминал 62140, чек 17840, дата 14.11.2013, 15:10, Шифр 1922345459, Платёж Мегафон Северо-Запад Ком, 14-11-13, 15:09, ККМ с 0184702 ИНН 1020007101, 00055343# 042464, ЭКЛЗ 1239853165. Согласно данным налогового органа ККТ с заводским N 0184702 зарегистрирована Обществом 17.07.2013 в Инспекции по адресу установки 185002, г.Петрозаводск, ул.Суоярвская, 32А.
В ходе проверки 19 ноября 2013 года установлено, что платежный терминал, принадлежащий Обществу и расположенный по адресу: Республика Карелия, п.Калевала, ул.Ленина, 9 (отдел "Кулинария" Калевальского райпо), в момент оплаты за мобильную сотовую связь не выдал кассовый чек;
платежный терминал, принадлежащий Обществу и расположенный по адресу: Республика Карелия, п. Боровой, ул. Железнодорожная, 3 (здание магазина N 16 Калевальского райпо), в момент оплаты за мобильную сотовую связь не выдал кассовый чек;
платежный терминал, принадлежащий Обществу и расположенный по адресу: Республика Карелия, Калевальский район, п.Новое Юшкозеро, ул.Студенческая, 1 (здание магазина Калевальское райпо), в момент оплаты за мобильную сотовую связь выдал квитанцию N 00057003 от 19.11.2013, на которой, в числе прочего, указаны следующие реквизиты: ООО "СВТ-ТОРГ", ИНН 1020007101, г.Петрозаводск, ул.Суоярвская, 32А, адрес терминала Республика Карелия, Калевальский район, п.Новое Юшкозеро, ул.Студенческая, д. 1, терминал 62150, чек 15512, дата 19.11.2013, 14:27, Шифр 3227664835, Платёж Мегафон Северо-Запад Ком, док. 00057003, К30, 19-11-13, 14:27, 00056873N035641, ЭКЛЗ 1239853165. На указанной квитанции отсутствует заводской номер контрольно-кассовой машины и признак фискального режима, следовательно, данный платежный терминал работает без контрольно-кассовой техники с фискальным режимом. Согласно данным федерального информационного ресурса ККТ Общество 17.07.2013 зарегистрировало в Инспекции ККТ, в которой активирован блок ЭКЛЗ с регистрационным номером (123985165) по адресу установки: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Суоярвская, д.32А.
Указанные события свидетельствуют о нарушении подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 103-ФЗ, пункта 1 статьи 2, пункта 1.1 статьи 4, пункта 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ.
Определениями Инспекции от 15 и 20 ноября 2014 в отношении Общества возбуждены дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
05 декабря 2013 года должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлены протоколы N 143, N 144, N 146, N 148 об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Протоколы составлены в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом.
Дела об административных правонарушениях рассмотрены начальником Инспекции 20 декабря 2013 года. Законный представитель юридического лица на рассмотрение дел не явился, извещен надлежащим образом. При рассмотрении дел присутствовал представитель Общества по доверенности от 27.11.2013 Горбачев Д.А., который письменных возражений не представил.
Постановлениями от 20.12.2013 N 109, N 110, N 113, N 115 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 36 000 руб. по каждому постановлению. При назначении наказания в качестве отягчающего ответственность обстоятельства учтено совершение Обществом однородного правонарушения.
Указанные постановления были обжалованы Обществом вышестоящему должностному лицу.
Решениями руководителя Управления от 05.02.2014 N 13-11/01143@, N 13-11/01154@, N 13-11/01154@ постановления о назначении административных наказаний N 110, N 113, N 115 от 20.12.2013 изменены в части назначения наказания в виде 30 000 рублей штрафа. Решением от 05.02.2014 N 13-11/01157@ постановление о назначении административного наказания N 109 от 20.12.2013 оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно части 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Статьей 6 Закона N 103-ФЗ определены требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц. Так, частью 1 указанной статьи установлено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 103-ФЗ контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно части 5 статьи 6 Закона N 103-ФЗ в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 54-ФЗ платежный терминал представляет собой устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Согласно пункту 1.1 статьи 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
8 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций". Согласно данному Закону контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа.
Согласно положениям пункта 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата.
Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ (в ред. приказа ФНС РФ от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@) утверждена форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники. В разделе 1 "Сведения о модели контрольно-кассовой техники, заявленной на регистрацию (перерегистрацию или снятие с регистрации) в налоговом органе" указанной формы помимо указания на модель ККТ и иных относящихся к ней сведений предусмотрено указание сведений о том, входит ли ККТ в состав платежного терминала или банкомата, а также номере платежного терминала (банкомата), в состав которого входит ККТ. Раздел 2 указанной формы предусмотрен для отражения сведений об адресе места установки контрольно-кассовой техники, заявленной на регистрацию (перерегистрацию или снятие с учета) в налоговом органе.
Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктами 62-68 указанного регламента предусмотрено проведение осмотра контрольно-кассовой техники, в том числе применяемой в составе платежного терминала (банкомата), при ее регистрации (перерегистрации). Так, предусмотрено, что при осмотре контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала (банкомата) специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проверяет заводской номер контрольно-кассовой техники и платежного терминала (банкомата). После осмотра контрольно-кассовой техники в установленном порядке осуществляется опломбирование контрольно-кассовой техники маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима контрольно-кассовой техники (далее - фискализация), а также активация накопителя фискальной памяти. По завершении фискализации специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку наличия на распечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели контрольно-кассовой техники, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством Российской Федерации. В ходе проверки для подтверждения факта эксплуатации контрольно-кассовой техники в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.
Таким образом, осуществление расчетов с населением через платежный терминал может осуществляться только с применением ККТ, входящей в состав этого терминала, и после регистрации ККТ в налоговом органе с указанием номера и места нахождения платежного терминала, в состав которого она входит. Регистрация ККТ осуществляется только после осмотра и фискализации ККТ в составе платежного терминала. Об изменении адреса установки ККТ владелец платежного терминала должен сообщать в налоговый орган.
Использование ККТ в составе платежного терминала без регистрации в налоговом органе и (или) использование ККТ не в том платежном терминале и не по тому адресу, которые указаны при регистрации ККТ, без уведомления налогового органа об изменении места установки ККТ, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий регистрации и применения ККТ и образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Факт нарушения Обществом требований Закона N 54-ФЗ и Закона N 103-ФЗ при оказании населению услуг по приему платежей через платежные терминалы, установленные по следующим адресам: Республика Карелия, Калевальский район, п. Новое Юшкозеро, ул. Студенческая, д. 1 (здание магазина Калевальского райпо); Республика Карелия, Калевальский район, п. Калевала, ул. Ленина, д. 9 (отдел "Кулинария" Калевальского райпо); Республика Карелия, Калевальский район, п. Боровой, ул. Железнодорожная, д. 3 (здание магазина N 16 Калевальского райпо); Республика Карелия, г. Кемь, ул. Шоссе 1 Мая, д. 5А (здание магазина "Зодиак"), подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Ссылки Общества на факт использования одной ККТ в составе нескольких платежных терминалов, в том числе и по месту ее регистрации, были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, на которые указывает заявитель, также свидетельствуют о нарушении им установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий регистрации и применения ККТ, в связи с чем он правомерно привлечен Инспекцией к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Буквальное толкование изложенных выше положений Закона N 103-ФЗ и Закона N 54-ФЗ, в частности, частей 1 и 5 статьи 6 Закона N 103-ФЗ, устанавливающих обязанность обеспечивать наличие ККТ в составе платежного терминала и уведомлять налоговый орган об изменении места установки ККТ при изменении адреса установки платежного терминала, а также пункта 1.1 статьи 4 и пункта 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ о необходимости использовать ККТ в составе платежного терминала (банкомата) и регистрировать ее в налоговом органе с обязательным указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала (банкомата), позволяет суду сделать вывод о том, что в каждом платежном терминале должна быть установлена своя ККТ.
Иное толкование правовых положений, содержащихся в Законах N 103-ФЗ и N 54-ФЗ, относящихся к вопросу применения и регистрации ККТ в составе платежных терминалов, нивелировало бы необходимость регистрации ККТ по месту ее установки и препятствовало бы осуществлению контроля за применением ККТ в составе платежных терминалов со стороны налоговых органов.
Использование в расчетах с населением через платежный терминал ККТ, фактически установленной в составе другого платежного терминала, без уведомления об этом налогового органа, препятствует осуществлению налоговыми органами контроля за применением ККТ в платежных терминалах. Регистрация непосредственно платежных терминалов в налоговом органе не предусмотрена, контроль за применением ККТ при осуществлении денежных расчетов через платежные терминалы, в том числе необходимый для соблюдения прав потребителей и контроля за выручкой, получаемой через терминалы, осуществляется в первую очередь через регистрацию (перерегистрацию) ККТ в составе платежного терминала.
При этом ни Закон N 54-ФЗ, ни форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, утвержденная приказом ФНС РФ от 09.04.2008 NММ-3-2/152@, не предусматривают возможности указания нескольких платежных терминалов (номеров и адресов), в состав которых входила бы одна и та же ККТ.
На этом основании, суд пришел к выводу о том, что применение одной контрольно-кассовой техники по нескольким адресам установки платежных терминалов (в том числе в составе комплексов и систем, включающих в свой состав платежные терминалы, в том числе путем подключения одной или нескольких единиц контрольно-кассовой техники к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав контрольно-кассовой техники и платежного терминала) является нарушением установленных действующим законодательством правил ее применения и регистрации и образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Как обоснованно отмечено судом, законодательство, действовавшее в момент проведения проверки, не допускало возможности применения в платежном терминале ККТ, фактически установленной в другом платежном терминале. Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ в этой части не вводит новое ограничение, а более конкретно уточняет уже действующее, в связи с чем суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности.
Доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о виновности заявителя в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении жалоб на постановления руководитель Управления, в полном соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, изменил постановления N N 110, 113, 115 от 20.12.2013 в части назначения наказания, установив штрафы в размере 30 000 рублей штрафа. Тем самым по результатам рассмотрения жалоб на постановления в отношении заявителя избрана административная санкция, отвечающая принципам законности, неотвратимости, справедливости и целесообразности юридической ответственности, а также целям административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Процедура привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом проверена, существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела налоговым органом не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.08.2014 по делу N А26-2445/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2445/2014
Истец: ООО "СВТ-ТОРГ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия