г. Саратов |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А57-1196/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года
по делу N А57-1196/2014, (судья Е.В. Духовнова)
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго", город Саратов,
к государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс", город Саратов,
третьи лица: открытое акционерное общество "МРСК Волги" г. Саратов, открытое акционерное общество "Облкоммунэнерго", г. Саратов,
о взыскании расходов за оказанные услуги по введению ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии в размере 11459 рублей 44 копеек,
при участии в судебном заседании: представителя Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" - Ягудина Б.В, по доверенности от 26.12.2014,
представителя открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" - Заганич А.В., по доверенности от 01 января 2014 года N 22,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее по тексту - ОАО "Саратовэнерго") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" (далее по тексту - ГУП СО "Облводоресурс") о взыскании расходов за оказанные услуги по введению ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии в размере 11459 рублей 44 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года с государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" взыскана денежная сумма в счёт возмещения расходов за оказанные услуги по введению ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии в размере 11459 руб. 44 коп., денежная сумма в счёт возмещения судебных расходов в размере 2000 руб., а всего - 13 459 руб. 44 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП СО "Облводоресурс" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
В обосновании жалобы, заявитель указывает, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела были выяснены не полностью, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны не неправильном применении норм материального права.
В апелляционной жалобе, ответчик указывает на то, что п. 3.2.3 договора от 01.10.2010 года N 3 в части указания круга лиц, имеющих право на осуществление услуг по введению ограничения и возобновления режима потребления ("вправе с привлечением собственного персонала, сетевой организации и (или) владельца электрических сетей") противоречит действующему законодательству.
Представитель ГУП СО "Облводоресурс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ОАО "Саратовэнерго" возражал против доводов апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 01 апреля 2010 года между ОАО "Саратовэнерго" и ГУП СО "Облводоресурс" Ершовский был заключён договор энергоснабжения N 3 (далее по тексту - договор).
В соответствии с условиями заключенного договора истец осуществляет подачу электрической энергии ответчику, а ответчик обязуется осуществлять оплату в порядке, установленном разделом 7 договора.
Пунктом 3.2.3 договора предусмотрено, что истец вправе с привлечением собственного персонала, сетевой организации и (или) владельца электрических сетей, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии, имеющего с ответчиком акт разграничения границ балансовой принадлежности по данным точкам поставки, вводить в порядке и сроки, установленные законодательством РФ, полное или частичное ограничение режима потребления ответчиком электрической энергии (мощности) по внутренней схеме в электроустановках ответчика, а равно с питающего центра, в том числе с применением токоограничивающих устройств отключения (ограничения) нагрузок, за неисполнение ответчиком обязательств по оплате приобретенной электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по её передаче за один и более период платежа, установленного п.п. 7.2 и 7.9 договора.
Следуя изложенным пунктам договора, ОАО "Саратовэнерго" с привлечением собственного персонала неоднократно вводило частичное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении ГУП СО "Облводоресурс" Ершовский Саратовской области, что подтверждается актами об ограничении от 24.05.2012 г., 03.07.2012 г., 04.10.2012 г., 29.11.2012 г.
Впоследствии подача электрической энергии возобновлена, что подтверждается актами о возобновлении подачи электроэнергии от 24.07.2012 г., от 09.10.2012 г., от 07.12.2012 г.
На оплату ответчику были выставлены счета-фактуры за оказанные истцом услуги по введению ограничения и возобновления режима потребления электроэнергии на общую сумму 11 459 руб. 44 коп.
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не погасил образовавшуюся задолженность, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объёме, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Из материалов дела следует, что заявляя исковые требования, ОАО "Саратовэнерго" ссылается на п. 3.2.3 договора, в соответствии с которым, истец вправе с привлечением собственного персонала вводить полное или частичное ограничение режима потребления ГУП СО "Облводоресурс" электрической энергии (мощности) в электроустановках ответчика.
Однако, на момент рассмотрения настоящего дела вступили в законную силу Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которые применяются к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу (далее по тексту - Основные положения и Правила ограничения).
Таким образом, стороны публичного договора (в данном случае договора энергоснабжения) при его исполнении обязаны руководствоваться императивными нормами указанного постановления, устанавливающими (и/или изменившими) их правоотношения в части прав и обязанностей по договору.
Пунктом 48 Правил ограничения установлено, что гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2012 N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Таким образом, указанным пунктом Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик может выступать только инициатором введения полного и (или) частичного ограничения режима подачи электроэнергии.
Согласно пункту 121 Основных положений порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В пункте 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, закреплено, что гарантирующий поставщик вправе в установленном порядке вводить частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения потребителем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии.
Однако, пунктом 5 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что ограничение режима потребления, инициированное гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 4 Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.
Кроме того, в соответствии с п. 1.5.21 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 и зарегистрированных в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145, переключения в электрических схемах распределительных устройств (далее по тексту - РУ) подстанций, щитов и сборок осуществляются по распоряжению или с ведома вышестоящего оперативного персонала, в оперативном управлении или ведении которого находится данное оборудование, в соответствии с установленным у Потребителя порядком по устному или телефонному распоряжению с записью в оперативном журнале.
В связи с вышеизложенным, указанные действия могут быть осуществлены только персоналом сетевой организации либо под ее контролем. Силами сотрудников гарантирующей организации, не владеющей ни на каком праве объектами сетевого хозяйства действия по ограничению и возобновлению - режима подачи электрической энергии, произведены быть не могут.
Однако, п. 3.2.3 Договора N 3 от 01.10.2010 года указано, что право вводить ограничение режима потребления имеет гарантирующий поставщик, что не соответствует указанным выше правовым нормам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение указанных выше норм, истцом самостоятельно произведено ограничение в трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ N 132 от ВЛ-10кВ, ф. 1003 подстанция Городская.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее по тексту - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств).
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее по тексту - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.
Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя.
В соответствии с пунктом 175 Правил N 530 предусмотрено, что порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает: а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств направления истцом (инициатором введения ограничения режима потребления) данного уведомления в адрес ответчика.
Пунктом 165 Правил N 530 указано, что частичное ограничение режима потребления производится: потребителем самостоятельно под контролем сетевой организации; сетевой организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае введения аварийных ограничений.
В соответствии с пунктом 166 Правил N 530 при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления и отсутствии технической возможности введения частичного ограничения с питающих центров сетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам уполномоченных представителей сетевой организации для осуществления действий по ограничению режима потребления.
В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному или полному ограничению режима потребления сетевая организация вправе осуществить полное ограничение режима потребления в соответствии с пунктом 163 Правил N 530.
Таким образом, фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции не правомерно удовлетворил заявленные требования.
Статьей 270 АПК РФ предусмотрено, что основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, несоответствие выводов суда материалам дела.
В рассматриваемом случае апелляционный суд приходит к выводу о том, что арбитражным судом первой инстанции не применены нормы права, подлежащие применению, выводы суда не соответствуют материалам дела, вследствие чего обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года по делу N А57-1196/2014 отменить.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" к государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" в пользу государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" судебные расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1196/2014
Истец: ОАО "Саратовэнерго", ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго"
Ответчик: ГУП Саратовской области "Облводоресурс", ГУП СО "Обводоресурс" Ершовский, ГУП СО "Облводоресурс"
Третье лицо: ОАО "МРСК Волги", ОАО "Облкоммунэнерго"