г. Москва |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А41-34762/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2014 года, принятое судьей Уваровым А.О., по делу N А41-34762/14 по исковому заявлению ООО "Трио-Инвест" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Домодедовского муниципального района Московской области,
при участии в заседании:
от Минимущества - Васильев С.А. по доверенности N 15 от 06.05.2014;
от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трио-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070230:20, установленную по состоянию на 01.01.2013, равной его рыночной стоимости в размере 306 185 000 руб.;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070230:20, указав ее равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Домодедовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2014 года по делу N А41-34762/14 требования ООО "Трио-Инвест" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Министерства имущественных отношений Московской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Трио-Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:28:0070230:20 площадью 112 900 кв.м, с адресом (местоположением): Московская область, Домодедовский район, тер. "Трио-Инвест-Ям", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения дистрибьюторского центра замороженных продуктов питания, стоянки автомобильного и железнодорожного транспорта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 50-НД N 621707, выданным 11.01.2010, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.02.2014 N 28/002/2014-480.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N1).
Согласно приложению N 1 к указанному распоряжению Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070230:20, принадлежащего истцу, установлена кадастровая стоимость в размере 969 171 986 руб.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 28.03.2014 N МО- 14/ЗВ-456924 и кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 13.01.2014, письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27.02.2014 исхN1/50-01-07-575/14, на основании распоряжения Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ, в отношении земельного участка истца с кадастровым номером 50:28:0070230:20 в государственный кадастр недвижимости 09.12.2013 были внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 969 171 986 руб.
Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости своего земельного участка равной его рыночной стоимости на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель соответствует сложившейся арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ.
Согласно указанному распоряжению, оценка кадастровой стоимости земельных участков произведена по состоянию на 01 января 2013 года.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Кодекса). При этом Кодекс не закрепляет приоритет заключения судебного эксперта перед иными полученными в установленном порядке доказательствами (статьи 71 и 86 Кодекса).
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков, N Н-53/14 от 05.05.2014, составленному ЗАО "2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл", рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 306 185 000 рублей.
На представленный отчет N Н-53/14 от 05.05.2014 представлено положительное экспертное заключение от 27.05.2014 СРО НП "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" о соответствии представленного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оценив представленный отчет, экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельного участка, суд пришел к выводу о несоответствии содержащихся в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013, заключение эксперта соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости спорных земельных участков проводилась на основании определения суда. Представленное в материалы дела экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, оснований не доверять данному доказательству у суда не имеется.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции лица, участвующие в деле, не оспорили результаты проведенной судебной экспертизы, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы в порядке статьи 87 АПК РФ не заявили.
С учетом изложенного, истцом доказана рыночная стоимость земельного участка в заявленном размере.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной стоимости земельного участка.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в Государственный кадастр недвижимости (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Определение рыночной стоимости земельного участка на конкретную дату не свидетельствует о том, что такая рыночная стоимость должна применяться именно с указанной даты, а не с даты вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2014 по делу N А41-34762/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34762/2014
Истец: ООО "Джи Эф Эссетс Менеджмент", ООО "Трио-Инвест"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация Домодедовского района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18788/15
21.10.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10789/15
12.12.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12408/14
02.09.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34762/14