г. Москва |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А41-48301/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Государственные лотереи "Победа"- Саврасова А.В. (представителя по доверенности от 07.08.2014),
от общества с ограниченной ответственностью "Аэлита" - извещено, представитель не явился,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области - Соцкова Н.В. (представителя по доверенности от 02.10.2014 N 04-24/01182), Голохвастова М.В. (представителя по доверенности от 10.04.2014 N 04-24/00496),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2014 по делу N А41-48301/14, принятое судьей Обарчуком А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Государственные лотереи "Победа" (далее - ООО "Государственные лотереи "Победа") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным предписания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области (далее - инспекция) от 06.06.2014 N 4 об устранении выявленных нарушений законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общества с ограниченной ответственностью "Аэлита" (далее - ООО "Аэлита").
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2014 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Государственные лотереи "Победа" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ООО "Аэлита".
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 N 964-р принято решение о проведении 4-х тиражных всероссийских государственных лотерей "Победа" и 12-ти бестиражных всероссийских государственных лотерей "Победа", в качестве организатора данных лотерей определено Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).
В соответствии с протоколом Единой центральной комиссии Спецстроя России от 16.05.2011 N 017300004011000021-2 общество с ограниченной ответственностью "Темпы роста" (правопредшественник - ООО "Государственные лотереи "Победа") признано победителем открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по проведению 4 тиражных всероссийских государственных лотерей "Победа" и 12 бестиражных всероссийских государственных лотерей "Победа" в обычном режиме.
По результатам конкурса заключен государственный контракт от 30.05.2011 N 12.28ЛТ/ФУ.
Приказом Спецстроя России от 10.06.2011 N 232 утверждены Условия проведения всероссийских 4-х тиражных государственных лотерей и 12 бестиражных государственных лотерей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) указанные лотереи включены в Единый государственный реестр лотерей и им присвоены следующие государственные регистрационные номера:
1. "ВГТЛ 1 "Победа" - Г 200 17000014 ПРФ;
2. "ВГТЛ 2 "Победа" - Г 200 Т/000015 ПРФ;
3. "ВГТЛ 3 "Победа" - Г 200 Т/000016 ПРФ;
4. "ВГТЛ 4 "Победа" - Г 200 Т/000017 ПРФ;
5. "ВГБЛ 1 "Победа" - Г 200 Б/000018 ПРФ;
6. "ВГБЛ 2 "Победа" - Г 200 Б/000019 ПРФ;
7. "ВГБЛ 3 "Победа" - Г 200 Б/000020 11РФ;
8. "ВГБЛ 4 "Победа" - Г 200 Б/000021 ПРФ;
9. "ВГБЛ 5 "Победа" - Г 200 Б/000022 ПРФ;
10. "ВГБЛ 6 "Победа" - Г 200 Б/000023 ПРФ;
11. "ВГБЛ 7 "Победа" - Г 200 Б/000024 ПРФ;
12. "ВГБЛ 8 "11обеда" - Г 200 Б/000025 ПРФ;
13. "ВГБЛ 9 "Победа" - Г 200 Б/000026 ПРФ;
14. "ВГБЛ 10 "Победа" - Г 200 Б/000027 ПРФ;
15. "ВГБЛ 11 "11обеда" - Г 200 Б/000028 ПРФ;
16. "ВГБЛ 12 "Победа" - Г 200 Б/000029 11РФ.
Со ссылкой на распоряжение от 11.03.2014 N 02/14 инспекция провела в отношении распространителя всероссийской государственной бестиражной лотереи "ВГТЛ 1 "Победа", "ВГТЛ 2 "Победа" - ООО "Аэлита" внеплановую выездную проверку по месту нахождения обособленного подразделения: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 403, остановка "Высшая школа экономики", по результатам которой составила акт от 03.04.2014 N Л-2/14.
В данном акте инспекция указала, что ООО "Государственные лотереи "Победа", по мнению инспекции, нарушило пункт 9 статьи 2 Закона о лотереях перепоручив свои обязанности по организации розыгрыша призового фонда лотерей, экспертизу выигрышных билетов и заключение договоров с распространителями лотерейных билетов (квитанций) распространителю лотерейных билетов указанных лотерей - ООО "Торговый дом "Гослото", заключив с ним договор от 22.06.2011 N 0001/СО.
Со ссылкой на иное распоряжение - от 20.02.2014 N 01/14 инспекция провела в отношении ООО "Евросеть - Ритейл" (далее - ООО "Евросеть - Ритейл") другую проверку, по результатам которого составила акт от 21.03.2014 N Л-1/14.
В этом акте инспекция указала на распространение ООО "Евросеть - Ритейл" лотерейных билетов всероссийских государственных тиражных лотерей "ВГТЛ 1 "Победа", "ВГТЛ 2 "Победа" с нарушением Закона о лотереях.
По результатам этих проверок инспекция выдала ООО "Государственные лотереи "Победа" предписание от 06.06.2014 N 4, в котором указала устранить в течение месяца выявленные нарушения, которые отражены в названных актах проверок, а именно: привести договоры на оказание услуг по распространению лотерейных билетов всероссийских государственных тиражных лотерей "ВГТЛ 1 "Победа", "ВГТЛ 2 "Победа", "ВГТЛ 3 "Победа", "ВГТЛ 4 "Победа" в соответствии с Законом о лотереях.
Не согласившись с инспекцией, ООО "Государственные лотереи "Победа" в августе 2014 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного предписания от 06.06.2014.
Удовлетворяя требование ООО "Государственные лотереи "Победа", суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В статье 2 Закона о лотереях (в редакции, действовавшей на момент заключения государственного контракта от 30.05.2011 N 12.28ЛТ/ФУ и договора от 22.06.2011 N 0001/СО) перечислены основные понятия, используемые в данном Законе:
6) организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с Законом о лотереях право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
9) оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства;
10) распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
В оспариваемом предписании инспекция указала ООО "Государственные лотереи "Победа" устранить выявленные нарушения, которые отражены в актах проверок от 21.03.2014 N 01/14, от 03.04.2014 N Л-2/14.
Между тем акт проверки от 21.03.2014 N 01/14 не может являться доказательством вмененного ООО "Государственные лотереи "Победа" правонарушения, поскольку в нем указаны нарушения требований Закона о лотереях не ООО "Государственные лотереи "Победа", а другим юридическим лицом - ООО "Евросеть - Ритейл".
В другом акте - от 03.04.2014 N Л-2/14 инспекция ссылается на несоблюдение ООО "Государственные лотереи "Победа" приведенного пункта 9 статьи 2 Закона о лотереях, содержащего определение оператора лотереи (это - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства).
Пункт 7.2 государственного контракта устанавливает, что "распространением ВГЛ могут заниматься распространители, которые осуществляют указанную деятельность на основании договоров с операторами". В соответствии с пунктом 5.1.2 государственного контракта оператор вправе от своего имени и за свой счет привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств по контракту.
На основании данных пунктов государственного контракта ООО "Государственные лотереи "Победы" заключило договор с ООО "Торговый Дом "Гослото" от 22.06.2011 N 001/СО на оказание услуг, на основании которого ООО "Торговый дом "Гослото" вправе привлекать распространителей государственных лотерей (пункт 2.4.3). ООО "Торговый дом "Гослото", в свою очередь, привлекло в качестве распространителя лотерейных билетов ООО "Аэлита".
Данный договор, заключенный ООО "Государственные лотереи "Победы" с ООО "Торговый Дом "Гослото" на основании названного государственного контракта, не противоречит пункту 9 статьи 2 Закона о лотереях (на несоответствие которому договоров указывалось в акте проверки от 12.03.2014, явившегося основанием для выдачи оспариваемого предписания инспекции), ни в ранее действовавшей редакции этого пункта (оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства), ни действующей сейчас его редакции (оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с Законом о лотереях).
Что касается пункта 10 статьи 2 Закона о лотереях, то на его несоблюдение ООО "Государственные лотереи "Победы" в акте проверки от 03.04.2014 (явившегося основанием для вынесения оспариваемого предписания) не указано.
Кроме того, новая редакция данного пункта (распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи) - с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ, действовавшая на момент вынесения инспекцией оспариваемого предписания (06.06.2014) и действующая в настоящий период, не содержит ранее имевшего место в этом пункте оборота "на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора".
Поэтому пункт 2.4.3 договора от 22.06.2011 N 001/СО, предусматривающий право ООО "Торговый дом "Гослото" вправе привлекать распространителей государственных лотерей, сам по себе не противоречит пункту 10 статьи 2 Закона о лотереях в данной редакции.
Таким образом, оспариваемое предписание инспекции по своему содержанию с учетом акта проверки от 03.04.2014 не соответствует приведенным нормам законодательства.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, по результатам которой составлен акт от 03.04.2014 (12.03.2014-02.04.2014) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 2 части 2 статье 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Часть 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относит нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Из содержания акта проверки от 03.04.2014 N Л-2/14, послужившего основанием для выдачи ООО "Государственные лотереи "Победа" предписания, следует, что проверка проведена на основании распоряжения от 11.03.2014 N 02/14.
Вместе с тем распоряжение от 11.03.2014 N 02/14 не представлено инспекцией в материалы дела, равно как и обращение гражданки Митиной О.И., послужившее, по доводам апелляционной жалобы инспекции (стр. 3 апелляционной жалобы), основанием проведения проверки, по результатам которой инспекцией составлен акт от 03.04.2014.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что данный акт проверки, в котором сделана запись о нарушении ООО "Государственные лотереи "Победа" пункта 9 статьи 2 Закона о лотереях, подлежащее устранению согласно предписанию инспекции от 06.06.2014 N 4, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, является верным.
Таким образом, оспариваемое предписание инспекции нельзя признать законным.
Из доводов инспекции, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2014 по делу N А41-48301/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48301/2014
Истец: ООО "Государственная лотерея "Победа"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области ,
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области, ООО "Аэлита"