город Москва |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А40-146057/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей: Панкратовой Н.И., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кооператива по строительству и эксплуатации гаражей Гаражно-строительный кооператив N 2 на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2014 года по делу N А40-146057/13, принятое судьей П.А. Иевлевым,
по иску Кооператива по строительству и эксплуатации гаражей Гаражно-строительный кооператив N 2 (ОГРН 1037739284604)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной
при участии в судебном заседании представителей:
от 3-их лиц: от Департамента городского имущества города Москвы - Вейн К.В, по доверенности от 27.12.2013 г.
В судебное заседание не явились: представители истца, ответчика, 3-его лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве) - извещены
УСТАНОВИЛ:
Кооператив по строительству и эксплуатации гаражей Гаражно-строительный кооператив N 2 (далее - ГСК N 2) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании с 01.01.2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004, общей площадью 14 590 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, Волгоградский проспект, вл. 45А, равной его рыночной стоимости в размере 66 299 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в соответствии со 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2014 года по делу N А40-146057/13 в удовлетворении требований, заявленных истцом, было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГСК N 2 обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное выше решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о принципиальной невозможности определения рыночной стоимости земельного участка, а также о том, что истец не может быть заказчиком оценки рыночной стоимости земельного участка основан на неправильном толковании и неправильном применении Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заявитель также ссылается на то, что существенное увеличение арендной платы за земельный участок, основанной на завышенной кадастровой стоимости, нарушает его права, как арендатора земельного участка, однако суд первой инстанции указанным обстоятельствам дал ненадлежащую правовую оценку.
Представитель 3-его лица (Департамента городского имущества города Москвы) доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец, ответчик (ФГБУ "ФКП Росреестра"), 3-е лицо (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве), будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя 3-его лица и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что ГСК N 2 на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:04:0002004, общей площадью 14 590 кв.м., расположенным по адресу: город Москва, Волгоградский проспект, вл. 45А, предоставленным истцу на условиях аренды для эксплуатации гаражей, что подтверждается договором аренды земельного участка N М-04-508836 от 31.01.2007 г.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.01.2007 года, что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2012 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004 в размере 424 597 596 руб. 49 коп., которая была внесена государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости (кадастровый паспорт от 17.04.2013 г.)
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав ГСК N 2 как владельца земельного участка, арендатора по договору аренды и плательщика арендной платы, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, была определена органом кадастрового учета в размере 424 597 596 руб. 49 коп. по состоянию на 01.01.2012 г. и утверждена в качестве таковой Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП.
Истцом в материалы дела представлен Отчет ООО Центр-Эксперт" от 30.09.2013 г. об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, установленную в размере 66 299 000 руб.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Между тем, согласно статье 4 пункту 1 Закона о кадастре недвижимости ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Принцип непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, установленный пунктом 1 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости, предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года, утратило силу 26.11.2013 года, то есть в связи с принятием Правительством Москвы Постановления от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", в пункте 2.2 которого есть специальная оговорка.
Постановление Правительства Москвы Постановления от 26.11.2013 г. N 751-ПП утвердило новый удельный показатель кадастровой стоимости для указанного земельного участка в противовес старому удельному показателю кадастровой стоимости для соответствующего земельного участка на основании Постановления N 670-ПП от 27.11.2012 г.
Соответственно, исходя из названного принципа утверждение новых результатов кадастровой оценки, в частности, утверждение нового удельного показателя кадастровой стоимости, закрепленного Постановлением N 751-ПП, исключает применение старых результатов кадастровой оценки, отраженных в постановлении N 670-ПП.
Более того, по правилам части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 названного выше Закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости по причине ее несоответствия рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. Именно с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой стоимости и подлежит применению в измененном размере. Судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Определенная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Определение рыночной стоимости земельного участка на дату его кадастровой оценки необходимо для сравнения результатов такой оценки и установления новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, определение рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 77:04:0002004 по состоянию на 01.01.2012 года не влечет ее применение с указанной даты.
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия отмечает, что спор по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Более того, заключением проведенной при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции экспертизы установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004 по состоянию на дату 01.01.2012 года, то есть на дату утверждения результатов кадастровой оценки земель города Москвы Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП и на дату внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере 424 597 596 руб. 40 коп. (кадастровый паспорт от 17.04.2013 г.) составляет 134 616 000 руб. (по состоянию на 01.01.2013 г. - 158 364 000 руб.), что также не позволяет установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в заявленном истцом размере, то есть 66 299 000 руб.
Вместе с темё судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что истец, как арендатор земельного участка, не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится во владении истца на основании договора аренды N 04-508836 от 31.01.2007 г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 г. N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Поскольку в договоре аренды N 04-508836 от 31.01.2007 г. предусмотрено условие о начислении арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и условие об изменении арендной платы в случае централизованного изменения ставок арендной платы уполномоченными органом государственной власти Российской Федерации и/или городом Москвой без согласования с арендатором, оснований полагать отсутствие у истца прав по оспариванию установленной кадастровой стоимости земельного участка у судебной коллегии не имеется.
Между тем, указанный выше вывод суда первой инстанции о том, что истец не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости, не привел к принятию по-существу заявленного иска решения, в связи с чем основанием для отмены принятого решения на является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2014 года по делу N А40-146057/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146057/2013
Истец: Кооператив по строительству и эксплуатации гаражей гаражно-строительный кооператив N2, Кооператив по строительству и эксплутации гаражей гаражно-строительный кооператив N2
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза", Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16816/15
06.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2497/15
15.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10823/14
21.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146057/13