город Москва |
|
15 декабря 2014 г. |
N А40-101655/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2014
по делу N А40-101655/2014, принятое судьей Корогодовым И.В.
по заявлению ЗАО "Золото Северного Урала" (ИНН 6617001830, 624449, Свердловская область, Краснотурьинск, ул. Карпинского, д. 4)
к Министерству юстиции Российской Федерации (ИНН 7707211418, 119991, Москва, ул. Житная, д. 14)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Узденская А.Р. по доверенности от 21.03.2014;
от заинтересованного лица - Михайлов И.А. по доверенности от 31.07.2014; Рябый Р.Е. по доверенности от 31.07.2014;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2014 заявление ЗАО "Золото Северного Урала" о признании незаконным отказа Министерства юстиции Российской Федерации оформленного письмом от 03.04.2014 N 06-28479/14, в предоставлении ЗАО "Золото Северного Урала" государственной услуги по предоставлению апостиля на справке МИ ФНС России по ЦОД о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2013 году для целей предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан, удовлетворено.
Министерство юстиции Российской Федерации не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Золото Северного Урала" обратилось в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением от 18.03.2014 о предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2013, для целей предъявления указанного документа на территорию Республики Казахстан.
Письмом от 03.04.2014 N 06-28479/14 (получено спецсвязью 09.04.2014 вх. N 230/19-004) Министерством юстиции Российской Федерации на основании п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 (Административный регламент), отказано.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции, которые применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без проставления апостиля в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, не применяются к налоговым правоотношениям.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Министерство юстиции Российской Федерации реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подп. 30.30 п. 7 Положения).
Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии со ст. 2 указанного Закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130.
На основании ст. 2 Административного регламента документы для проставления апостиля представляются заявителем лично либо направляются почтовой связью или курьерской службой доставки.
В соответствии с п. 30 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется на приеме); письменный запрос о предоставлении государственной услуги (в случае направления документов почтовой связью или курьерской службой доставки); российский официальный документ, исходящий от органов или лиц, указанных в п. п. 19 и 20 Административного регламента, и подлежащий вывозу за границу на территорию иностранного государства-участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961; документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо (доверенность или иной документ).
По вопросу о необходимости легализации справки о подтверждении резидентства в Российской Федерации, выданной МИ ФНС России по ЦОД, Министерством финансов Российской Федерации письмом от 18.09.2014 N 03-08-05/46684 разъяснено, что в соответствии с приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу" обязанность по проставлению апостиля на такие документы возложена на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
В пункте 19 приказа указано, что Министерство юстиции Российской Федерации проставляет апостиль на официальных документах, исходящих от федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля.
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 не содержит положений о возможности принятия справки без проставления апостиля.
До сентября 2013 налоговые органы Российской Федерации и Республики Казахстан принимали справки без проставления апостиля.
В настоящее время в адрес Министерства финансов Российской Федерации поступают многочисленные запросы от налогоплательщиков о правомерности отказа налоговых органов Республики Казахстана принимать справки без проставления апостиля.
Сообщено, что Министерство финансов Российской Федерации не располагает информацией о том, что ФНС России, являясь уполномоченным представителем Министерства финансов Российской Федерации в области обмена информацией согласно ст. 3 Конвенции, на взаимной основе согласовала с компетентными органами Республики Казахстан процедуру принятия справок без апостилирования и легализации.
В связи с этим поручением Правительства Российской Федерации от 19.06.2014 N СП-П2-4552 Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено заключить с компетентными органами Республики Казахстан соглашение о сфере применения ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
Согласно проекту указанного соглашения документы (в том числе справки), выданные уполномоченным органом одной стороны и скрепленные его гербовой печатью, принимаются на территории другой стороны без какого-либо специального удостоверения, в том числе апостилирования или консульской легализации.
Следует отметить, что до вступления в силу указанного соглашения справки необходимо представлять с проставленным апостилем.
Согласно Гаагской конвенции от 05.10.1961 Российская Федерация и Республика Казахстан являются государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.
В соответствии со ст. 2 Гаагской конвенции каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется конвенция и которые должны быть представлены на его территории.
В соответствии со ст. 3 Гаагской конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного Гаагской конвенцией апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
В соответствии со ст. 13 Конвенции документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.
Из материалов дела следует, что АО "Варваринское" (Республика Казахстан) является контрагентом ЗАО "Золото Северного Урала" по договору N 230 (09-1) 1284 от 01.12.2012 (Приложение N 4), действующего в 2013.
АО "Варваринское" обратилось к обществу письмом от 20.01.2014 N Г-0059 о предоставлении справки, подтверждающей резидентство ЗАО "Золото Северного Урала" в 2013 году, апостилированной в установленном порядке.
Резидент иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская конвенция 1961), вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской конвенции.
Согласно ст. 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993, вступила в силу для Российской Федерации 10.12.1994) и ратифицированной постановлением ВС РК от 31.03.1993 N 2055-ХП, предусматривают, что она заключена между договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из договаривающихся сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех договаривающихся сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Положения Конвенции регулируют отношения, в частности, в области принятия документов, удостоверенных по правилам одной из договаривающихся сторон, при этом положения Конвенции не содержат изъятия из общих правил принятия удостоверенных документов, в части документов, подтверждающих статус организаций в качестве налогового резидента.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку оспариваемый отказ Министерства юстиции в предоставлении услуги является необоснованным и нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем невозможности контрагентами общества применять положения ст. ст. 212-215 Налогового кодекса Республики Казахстан об освобождении или пониженной ставки налога и влечет для заявителя неблагоприятные последствия в виде риска расторжения долгосрочных договоров, не заключения новых договоров с резидентами Республики Казахстан, невозможность осуществлять обществу свою деятельность на территории Республики Казахстан.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2014 по делу N А40-101655/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101655/2014
Истец: ЗАО "Золото Северного Урала"
Ответчик: Министерство Юстиции РФ, МИНЮСТ России