г. Хабаровск |
|
15 декабря 2014 г. |
А04-6889/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Васильев": Ускова А.В., представитель по доверенности от 03.04.2013 N 27 АА 0442486;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Васильев"
на решение от 28.10.2014
по делу N А04-6889/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей В.Д. Пожарской
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022800531269, ИНН 2801030057)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Васильев" (ОГРН 1022700860698,ИНН 2720022890)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Васильев" (далее -общество, ООО "Васильев") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП РФ).
Решением от 28.10.2014 суд привлек ООО "Васильев" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, и принять по делу новый судебный акт об отказе привлечения общества к административной ответственности по 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Из материалов дела следует, что ООО "Васильев" имеет лицензию от 26.08.2009 N АСС 27 N 034755 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
По результатам проведенного административного расследования в отношении ООО "Васильев" составлен протокол об административном правонарушении от 24.09.2014 N 1090/ц.
В протоколе об административном правонарушении от 24.09.2014, врученным обществу зафиксированы следующие нарушения: перевозка осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке и не имеющему паспорт) и не внесённому в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту; использование в пассажирской перевозке автобуса, несоответствующего по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и безопасности движения ввиду отсутствия "одобрения типа транспортного средства"; не обеспечено проведение и допущены 31.07.2014 к пассажирской перевозке водители А.В. Фисенко, Е.В. Бережненко из г. Благовещенска без прохождения предрейсового медицинского осмотра; не обеспечено проведение и допущен 31.07.2014 к пассажирской перевозке автобус из г. Благовещенска без проведения предрейсового технического осмотра; ведение путевой документации не отвечает требованиям нормативных документов в части заполнения обязательных реквизитов; водители А.В. Фисенко, Е.В. Бережненко не обеспечены графиком движения на маршруте в период с 30.07.2014 по 01.08.2014 с указанием времени для кратковременного отдыха, времени для отдыха и питания; допущено нарушение установленных правил использования тахографов; допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие наименования перевозчика на кузове автобуса).
В соответствии с частью 3 статьи 23 КоАП РФ материалы административного дела направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности совершенного обществом административного правонарушения.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию (далее по тексту - Закон).
В силу статьи 2 указанного Закона выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 11 статьи 19 Закона предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с пунктом 4 положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании перевозок под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон "О безопасности дорожного движения") обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Пунктом 1 статьей 15 Закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
"Одобрение типа транспортного средства" представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
Пунктом 16 Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 установлено, что оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа.
В ходе проведения проверки обществом не представлены документы подтверждающие обязательное подтверждение соответствия транспортного средства.
Согласно статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Общество не организовало проведение и допустило к работе автобус DAEWOO-ВН117 регистрационный номер А626ЕС 27RUS без предрейсового и послерейсового контроля технического состояния транспортного средства, поскольку обществом не представлены доказательства прохождения технического осмотра транспортного средства.
В силу статьи 23 Закона "О безопасности дорожного движения", медицинское
обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предреисовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Пункт 5 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусматривает, что целью предреисовых медицинских осмотров является выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В ходе проведение проверки обществом не представлены документы, подтверждающие прохождение обязательного медицинского освидетельствования водителями А.В. Фисенко, Е.В. Бережненко.
В числе требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, пунктами 3, 4, 5, 7, 14 раздела 2 правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 установлено, что регулярные перевозки пассажиров осуществляются по расписаниям; расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства; расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта; расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства; остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
Пунктом 4 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" установлено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
График работы (сменности) водителей А.В. Фисенко, Е.В. Бережненко в ходе проведения проверки обществом не представлен.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Пунктом 13 названного приказа в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Материалами дела установлено, что в путевом листе от 31 июля - 01 августа 2014 года отсутствует регистрационный номер, не указаны дата, время показания одометра при выезде автобуса с постоянной стоянки в г. Благовещенске и отсутствуют сведения о месте проведения технического осмотра автобуса.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).
В ходе проведения проверки установлено, что у общества транспортное средство не оснащено тахографом, а так же обнаружены нарушения во внутреннем оформлении автобуса.
В пункте 36 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 112 от 14.02.2009 (далее - правила) установлены требования внешнего оформления автобуса в части указания полного или краткого наименования перевозчика над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства.
Деятельность предпринимателя по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, следовательно, при осуществлении такого вида деятельности он обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Безопасность дорожного движения - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан. Соблюдение требований безопасности дорожного движения, направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Отсутствие технических осмотров транспортных средств в установленные сроки, медицинского освидетельствования водителей, должностного лица в штате, отсутствия графиков режимов труда и отдыха водителей отсутствие надлежащей информации в салоне транспортного средства может повлечь прямую угрозу жизни и здоровью пассажиров, иных участников дорожного движения. Следовательно, действия общества в названной части содержат в себе признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1КоАПРФ.
Иные вышепоименованные нарушения лицензионных требований и условий образуют состав правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).
Совершение правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, путевыми листами, распечаткой схемы спутникового контроля, журналом учет дорожно-транспортных происшествий, листками прохождения стажировки, актом плановой проверки, протоколом по делу об административном правонарушении.
В данном случае административным органом выявлены нарушения в деятельности общества, в связи с чем в отношении ООО "Васильев" правомерно составлен протокол об административных правонарушениях ответственность за которые в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ назначается в пределах санкции одного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правомерно применил к ООО "Васильев" наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.10.2014 по делу N А04-6889/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6889/2014
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Амурской области)
Ответчик: ООО "Васильев"