г. Москва |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А40-186807/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8.12.2014года.
Полный текст постановления изготовлен 15.12. 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Н.О. Окуловой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2014 г.
по делу N А40-186807/13 вынесенное судьей М.В. Лариным по заявлению ОАО "АКБ "Держава" к ГУ ГУ ПФР N10 по г.Москве и Московской области третье лицо: ГУ-Главное управление ПФР N10 по г. Москве и московской области о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от ОАО "АКБ "Держава" - Куратова Н.А. по дов. от 02.04.2014, Лобанова Л.В. по дов. N 22.10.2014
УСТАНОВИЛ:
АКБ "Держава" ОАО обратилось в суд к ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области с требованием о признании недействительным решения от 11.11.2013 N 248 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования". Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года по делу N А40-186807/13 требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением суда Ответчик обратился с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Судом были полно и правильно определены все обстоятельства дела. Установлено, что Пенсионным фондом проводилась проверка представленных страхователем - АКБ "Держава" ОАО сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного пенсионного страхования (далее - индивидуальные сведения) за 2 квартал 2013 года, по окончании проверки составлен акт от 16.10.2013 N 290 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, рассмотрены возражения (том 1 л.д. 89-90), вынесено решение от 11.11.2013 N 548 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете (том 1 л.д.22-23), которым должник привлечен в ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона, в виде штрафа в размере 575 197 руб. 49 коп. При этом ни в Акте N 290, ни в Решении N 548 от 11.11.2013 не отражены основания в соответствии с которыми сведения, представленные страхователем АКБ "Держава" ОАО, являются недостоверными, в чем их недостоверность. Мотивировочная часть оспоренного решения Ответчика состоит из одного предложения, констатирующего факт предоставления недостоверных сведений за второй квартал 2013 года со ссылкой на протокол контроля от 17.09.2013.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного') учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения. По смыслу нормы статьи 17 названного Закона сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Тем не менее, Ответчик безосновательно осуществил начисление штрафа в размере 10 % от всех начисленных к уплате сумм.
Решение пенсионного фонда было обжаловано страхователем в административном порядке путем подачи жалобы в ОПФР по г. Москве и Московской области (жалоба - том 1 л.д. 86-88), оставленной без удовлетворения (том 1 л.д. 80-88).
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 8, пунктом 1, 2, 4 статьи 11 Закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже на каждого работающего у него по трудовому или гражданско-правовому договору застрахованного лица (работника) по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.04.2006 N 192п, в следующие сроки: за 2 квартал 2013 года - до 15 августа 2013 года. Указанные сведения должны быть достоверны, а формы их предоставления должны содержать обязательные реквизиты перечисленные в Законе. Согласно статье 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, взыскание которых производится в судебном порядке.
Согласно положениям статьи 11 Закона ежеквартально представляемые страхователем индивидуальные сведения о каждом застрахованном лице должны содержать следующие данные: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения,необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Согласно положениям статей 15-16 Закона, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом пенсионный фонд обязан разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений и обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями.
Из положений Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н следует, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции). Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих ошибки, недочеты, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке сведений.
Согласно положениям п. 72 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (далее - постановление ПФР), форма СЗВ-6-2, тип "корректирующая" представляется в случае выявления ошибок самим страхователем, или по результатам проведения проверок территориальными органами ПФР. Форма СЗВ-6-2, тип "корректирующая" за прошедшие отчетные периоды представляется страхователем вместе с исходными сведениями для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, в котором страхователем обнаружены ошибки. При представлении корректирующих сведений в Реестре сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц указываются сведения в полном объеме в корректируемом отчетном периоде. Сумма страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии указываются в размере суммы, начисленной с базы для начисления страховых взносов, но не более чем с предельно облагаемой. При этом, в графе "начислено" следует указывать сумму начисленных страховых взносов на страховую (накопительную) часть трудовой пенсии за последние три месяца отчетного периода в рублях и копейках, в графе "уплачено" указывается сумма фактически уплаченных страховых взносов на страховую (накопительную) часть трудовой пенсии в последние три месяца отчетного периода в рублях и копейках. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в данном реквизите не учитываются.
АКБ "Держава" ОАО в 1 квартале 2011 года в Сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-2) по Ушакову А.А. (страховой номер индивидуального лицевого счета (далее -СНИЛС) - 017-698-329 91) указал следующее:
- в графе "начислено" сумму страховых взносов на страховую часть 92 600 руб., в
графе "уплачено" сумму в размере 74 283 руб.,
- в графе "начислено" сумму страховых взносов на накопительную часть 27 780
руб., в графе "уплачено" - 22 314 руб.
В данном отчетном периоде по указанному СНИЛС образовалась недоимка по страховым взносам, уплачиваемым на страховую часть трудовой пенсии в размере 18 317 руб., на накопительную часть - 5 466 руб.
Указанная недоимка самостоятельно была выявлена и погашена обществом 19.05.2011 года платежными поручениями N 3373, N 3391 (том 1 л.д. 30-31). АКБ "Держава" ОАО руководствуясь п. 72 Постановления ПФР, представило корректировочные сведения по Ушакову А.А. за 1 квартал 2011 года в отчетности за первое полугодие 2013 года, где указало в графе "начислено" сумму страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии 0 руб., так как в данном отчетном периоде размер базы для начисления страховых взносов по данному застрахованному лицу достиг предельного порога.
В графе "уплачено" сумму страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 18 317 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 5 466 руб.(том 1 л.д. 149-150). Отраженные в графах "Уплачено" суммы вошли в строку 142 граф 3 и 4 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательно пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1) за первое полугодие 2013 года. В соответствии с Постановлением, АКБ "Держава" ОАО, корректируя сведения за прошлые периоды в Реестре сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ 6-2) за первое полугодие 2013 года указало скорректированные данные.
В отчетности за первое полугодие 2013 года страхователем также были представлены корректирующие сведения в Реестре сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ 6-2) за первое полугодие 2012 года и за 9 месяцев 2012 года по Каревой Е.С. (СНИЛС - 116-719-080 57). В реестре сведений за первое полугодие 2012 года по указанному СНИЛС АКБ "Держава " ОАО отразило в графе "начислено" сумму страховых взносов на страховую часть в размере 5 120 руб. 25 коп., в графе "уплачено" сумму в размере 7 040 (семь тысяч сорок) рублей 35 копеек. Таким образом, в данном отчетном периоде образовалась переплата 1 920 руб. 10 коп.
В отчетности за девять месяцев 2012 года страхователь в графе "начислено" указал сумму страховых взносов на страховую часть в размере 38 401 руб. 93 коп., а в графе "уплачено" 43 202 руб. 17 коп., в связи с чем образовалась переплата в размере 4 800 руб. 24 коп.
В целях корректировки указанных переплат страхователь представил вместе с отчетностью за первое полугодие 2013 корректировочные сведения за первое полугодие 2012 года и за 9 месяцев 2012 года по Каревой Е.С.
Что касается расхождения сумм показателей в форме АДВ-6-2 и РСВ-1 ПФР, то данные расхождения возникли ввиду корректировок, производимых АКБ "Держава" ОАО за 1 квартал 2011 г. наряду с предоставлением отчета за 2 квартал 2013 г. Возникшая разница не повлекла занижение базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, в ходе рассмотрения материалов Фонд не проверял соответствие представленных сведений данным бухгалтерского учета, не устанавливал суммы фактически уплаченных страховых взносов согласно данным ПФР и соотношение данных сумм с показателями, указанными в формах АДВ-6-2, РСВ-1 ПФР.
Вывод Фонда о недостоверности сведений основан только на формальном сравнении размера начисленных страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 и РСВ-1 ПФР, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной организации информации. Проверка отчетности персонифицированного учета должна проводиться на основании ст. 11 ФЗ N 27, такая проверка Фондом не проводилась.
Выявленные расхождения сумм является ошибкой форматно-логического контроля, но не недостоверными сведениями, противоречащими данным бухучета и влекущими занижение базы для начисления страховых взносов в смысле ст. 11 ФЗ N 27.
На основании изложенного выводы Суда о своевременности предоставления АКБ "Держава" отчетности по страховым взносам за 2 квартал 2013 года, правомерности включения в нее скорректированных данных по отчетности за 1 квартал 2011, 2-3 кварталы 2012 годов, достоверности и полноте представленных сведений, незаконности решения о привлечении к ответственности от 11.11.2013 N 548 ГУ -ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области, обоснованны и подтверждены материалами дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены Судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта. При этом ссылка пенсионного фонда на то, что наличие ошибок не позволяет принять отчетность, что приводит к неотражению информации о стаже, заработке и прочих сведений, что повлечет пропуск на разнесение по лицевым счетам пенсионеров не может быть принят в силу надуманности и недоказанности. По доводам Ответчика невозможно сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность представленных сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения. Указанные обстоятельства отсутствуют в акте проверки и в решении Ответчика.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года по делу N А40-186807/13 принято с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ для отмены или изменения решения Суда.
На основании Налогового кодекса РФ, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2014 г. по делу N А40-186807/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186807/2013
Истец: ОАО "АКБ "Держава"
Ответчик: ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области