г. Владимир |
|
30 ноября 2009 г. |
Дело N А43-1937/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Рубис Е.А., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2009
по делу N А43-1937/2009,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению администрации Лысковского района Нижегородской области о признании недействительным зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области права собственности Борисова Петра Ивановича на объект незавершенного строительства, исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, признании объекта незавершенного строительства самовольной постройкой и его сносе,
при участии:
от администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области - Зоркова А.В. по доверенности от 10.02.2009 N 01-13/16, Фигина А.Е. по доверенности от 01.12.2008 N 01-13/247;
от индивидуального предпринимателя Борисова Петра Ивановича - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации и свидетельства серии 52 N 002884394, Самарцева А.А. по доверенности от 15.05.2009 N 52-02/108161;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - не явились (уведомление N 35013),
и установил:
администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании самовольной постройкой незавершенного строительством объекта (кафе) общей площадью 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Лысково, ул. Казанская и зарегистрированного на праве собственности за индивидуальным предпринимателем Борисовым Петром Ивановичем (далее - Предприниматель, Борисов П.И.), о возложении на Предпринимателя обязанности снести за свой счет и своими силами данную постройку, а также о признании недействительным зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган) за Предпринимателем права собственности на указанный объект.
Решением от 18.03.2009 Арбитражный суд Нижегородской области отказал администрации района в удовлетворении требований. При этом суд исходил из того, что Борисов П.И. представил на государственную регистрацию все документы, предусмотренные статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права, а у суда - основания для признания недействительным зарегистрированного за Предпринимателем права собственности на объект, а также признания постройки самовольной и удовлетворения требований о ее сносе.
Администрация района не согласилась с принятым решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт.
По мнению администрации района, спорный объект построен Предпринимателем без разрешения на строительство, полученного в установленном законом порядке, при этом распоряжение администрации г. Лысково от 30.12.2004 N 555 не может расцениваться в качестве такового, следовательно, объект является самовольной постройкой.
При этих условиях, как считает администрация, у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности Предпринимателя на объект.
В судебном заседании представители администрации района поддержали доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель и его представитель просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В отзыве на апелляционную жалобу Управление просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением администрации г. Лысково от 18.08.1997 N 290-р Борисову П.И. было разрешено произвести установку металлического контейнера установленного образца к мини-кафе "Бистро" по ул. Казанская в г. Лысково в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
На основании данного распоряжения администрация г. Лысково и Предприниматель 18.02.1998 заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 52:27:09 24 площадью 100 кв.м со сроком действия 10 лет.
Распоряжением от 30.12.2004 N 555-р администрация г. Лысково разрешила Предпринимателю проектирование и последующую реконструкцию здания кафе "Бистро", расположенного на арендуемом земельном участке.
Впоследствии распоряжением администрации района от 07.03.2008 N 169-р Борисову П.И. предоставлен в аренду сроком на один год для строительства (реконструкции) кафе "Бистро" земельный участок с кадастровым номером 52:27:09 00 22:0522 площадью 158 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Лысковский район, г. Лысково, ул. Казанская.
11.03.2008 между администрацией района и Предпринимателем заключен договор аренды земельного участка N 17.
На основании обращения Предпринимателя Управлением 14.07.2008 осуществлена государственная регистрация права собственности Предпринимателя на объект незавершенного строительства - кафе (нежилое) общей площадью 147,00 кв.м (с учетом изменений от 18.08.2008), инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Лысково, ул. Казанская, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись за N 52-52-06/040/2008-172. При этом в качестве документов, подтверждающих возникновение права собственности Предпринимателя на указанный объект, Управлением приняты распоряжение администрации г. Лысково от 30.12.2004 N 555 и договор аренды земельного участка от 11.03.2008 N 17, заключенный с администрацией района.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 2 статьи 51 Кодекса).
Частью 7 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых приведен в указанной норме.
Согласно части 16 статьи 51 Кодекса форма разрешения на строительство устанавливается Правительством Российской Федерации. До ее утверждения разрешения на строительство выдаются по форме, принятой законом и иным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). При этом разрешение на строительство должно выдаваться с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, например, срок действия разрешения на строительство, возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Материалами дела подтверждается и Предпринимателем не оспаривается, что на момент издания распоряжения от 30.12.2004 N 555-р кафе "Бистро" представляло из себя объект некапитального строительства, реконструкция которого фактически сводилась к его сносу и возведению нового капитального объекта с фундаментом большего размера. В этой связи не принимается во внимание ссылка Предпринимателя на Акт госкомиссии 1998 года.
На тот момент действовал договор аренды земельного участка площадью 100 кв.м. Однако позднее распоряжением администрации района от 07.03.2008 N 169-р Борисову П.И. в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 52:27:09 00 22:0522 площадью 158 кв.м, то есть иной земельный участок, разрешение на строительство на котором после заключения договора аренды от 11.03.2008 Предпринимателем в установленном законом порядке не оформлялось.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что распоряжение администрации г. Лысково от 30.12.2004 N 555-р, которым Предпринимателю разрешено проектирование и последующая реконструкция здания кафе "Бистро", разрешением на строительство не является, поскольку не отвечает требованиям статьи 51 Кодекса, исходя из содержательно-правового смысла, придаваемого данному разрешению указанной нормой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом приведенной правовой нормы отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на строительство является достаточным основанием для признания возведенного объекта самовольной постройкой.
Из содержания пункта 3 названной статьи также следует, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, если право собственности на нее не признано в судебном порядке.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Поскольку оформленное в установленном порядке разрешение на строительство у Предпринимателя отсутствует, возведенный им на земельном участке объект незавершенного строительства - кафе (нежилое) общей площадью 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Лысково, ул. Казанская, является в силу приведенных правовых норм самовольной постройкой и подлежит сносу силами Предпринимателя и за его счет с приведением земельного участка в первоначальное состояние.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 25 Закона о государственной регистрации прав право собственности на созданный объект недвижимого имущества, в том числе объект незавершенного строительства, регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Статьей 20 Закона о государственной регистрации прав предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, в числе которых отсутствие документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Поскольку в составе документов, представленных Предпринимателем в регистрирующий орган, отсутствовало разрешение на строительство на определенном земельном участке (площадью 158 кв.м), у Управления не было правовых оснований для государственной регистрации права собственности за Борисовым П.И. на объект незавершенного строительства - кафе (нежилое) общей площадью 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Лысково, ул. Казанская.
Следовательно, зарегистрированное Управлением за Предпринимателем право собственности на указанный объект подлежит признанию недействительным, как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы администрация района указала на нарушение Предпринимателем, начавшим самовольное строительство кафе на отведенном земельном участке, требований безопасности дорожного движения, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автодорог общего пользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.98 N 1420 (далее - Правила), предусмотрен порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.
В силу пункта 11 Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны в том числе согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений.
Как установлено судом, объект недвижимости расположен на землях придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга", что подтверждается сведениями о месте нахождения объекта, постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2002 N 203 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Нижегородской области от 23.06.1999 N 207 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования в Нижегородской области", а также письмами Управления ГИБДД ГУВД по Нижегородской области.
Из сообщения Управления ГИБДД ГУВД по Нижегородской области от 26.06.2009 N 24/5135 следует, что Борисову П.И. выдавались технические условия на реконструкцию объекта дорожного сервиса, а не на строительство нового объекта капитального строительства в придорожной полосе. В ходе проведенной проверки установлено, что в указанном месте ведется строительство. Существующий рельеф местности не позволит выполнить обустроенную вместительную площадку для остановки и стоянки транспорта, нормативную ширину переходно-скоростных полос. Отступление от действующих норм не обеспечивает безопасность дорожного движения и может создать реальную угрозу жизнедеятельности граждан.
При этом ранее письмом от 05.08.2008 N 24/8309 Управление ГИБДД ГУВД по Нижегородской области обращалось в администрацию района с просьбой не выдавать разрешение на строительство новых объектов дорожного сервиса по ул.Казанской в г.Лысково, указывая, что фактически реконструкция кафе Борисова П.И. предполагает переоборудование существующего здания как внутри, так и снаружи. Строительство новых капитальных объектов в указанном месте невозможно из-за необеспечения соблюдения безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства суд апелляционной инстанции расценивает как дополнительное основание для признания исковых требований администрации района обоснованными.
Обстоятельства дела и представленные в их обоснование доказательства исследованы и оценены судом апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Предпринимателя, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании, а также представленные в их обоснование документы не опровергают установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Довод Предпринимателя о том, что у администрации района отсутствуют полномочия на обращение в арбитражный суд с настоящим требованием противоречат нормам действующего законодательства, в частности, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (подпункту 20 части 1 статьи 14, части 2 статьи 15).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба администрации района подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Нижегородской области - отмене в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заявленные требования администрации района подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом с учетом положений статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на Борисова П.И. обязанность в течение двух месяцев со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции снести своими силами и за свой счет самовольную постройку - объект незавершенного строительства (кафе) (нежилое), общая площадь 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Лысково, ул.Казанская, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Предпринимателя подлежат взысканию в пользу администрации района в качестве возмещения понесенные по делу судебные расходы в размере 4000 (четыре тысячи) руб. с учетом заявленных и удовлетворенных требований, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Администрации района подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 02.02.2009 N 1406.
Кроме того, в связи с новым рассмотрением дела Предпринимателю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная по квитанции от 13.08.2009 в кассационную инстанцию.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2009 по делу N А43-1937/2009 отменить, апелляционную жалобу администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
Признать самовольной постройкой возведенный индивидуальным предпринимателем Борисовым Петром Ивановичем на земельном участке площадью 158 кв.м с кадастровым номером 52:27:09 00 22:0522, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Лысково, ул. Казанская объект незавершенного строительства (кафе) (нежилое), общая площадь 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%.
Обязать индивидуального предпринимателя Борисова Петра Ивановича в течение двух месяцев со дня принятия постановления суда снести за свой счет самовольную постройку - объект незавершенного строительства (кафе) (нежилое), общая площадь 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литерА, процент готовности 5%, возведенный на земельном участке площадью 158 кв.м с кадастровым номером 52:27:09 00 22:0522, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Лысково, ул.Казанская, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Признать недействительным зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области 14.07.2008 (запись регистрации N 52-52-06/040/2008-172) право собственности Борисова Петра Ивановича на объект незавершенного строительства (кафе) (нежилое), общая площадь 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Лысково, ул.Казанская.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области исключить запись от 14.07.2008 N 52-52-06/040/2008-172 о государственной регистрации права собственности Борисова Петра Ивановича на объект незавершенного строительства (кафе) (нежилое), общая площадь 147,00 кв.м, инвентарный номер 22:240:900:000532430, литер А, процент готовности 5%, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Лысково, ул.Казанская.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Борисова Петра Ивановича в пользу администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области судебные расходы в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Борисова Петра Ивановича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02.02.2009 N 1406 государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Борисову Петру Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по квитанции от 13.08.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1937/2009
Истец: администрация муниципального образования "Лысковский муниципальный район Нижегородской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Третье лицо: Ип Борисов Петр Иванович
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2010 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1780/09
06.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3200/10
22.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-1937/2009-9-47
30.11.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1780/09
18.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-1937/2009-9-47
18.03.2009 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1937/09