г. Челябинск |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А34-2553/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" на решение Арбитражного суда Курганской области от 03 октября 2014 г. по делу N А34-2553/2014 (судья Обабкова Н.А.).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области - Телегина Ю.А. (доверенность от 09.01.2014 N 01-07-69/4).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области (далее - Управление Росприроднадзора по Курганской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Курганводоканал" (далее - ОАО "Курганводоканал", заинтересованное лицо, общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в размере 1 257 605 руб. 70 коп. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.10.2014 заявленные требования удовлетворены частично. С ОАО "Курганводоканал" в пользу Управления взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в сумме 1 152 717 руб. 19 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Кроме того, с ОАО "Курганводоканал" в доход федерального бюджета взыскано 5 000 руб. государственной пошлины (т.5, л.д.101-108).
ОАО "Курганводоканал" не согласилось с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании 1 152 717 руб. 19 коп. и обжаловало его в этой части в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество указывает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год обществом исчислена в соответствии с действующим законодательством. Согласно расчету истца за превышение установленных нормативов допустимого сброса предприятию начислен двадцати пятикратный повышающий коэффициент, который предусматривается в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 только в случае отсутствия у предприятия Разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Разрешения на сброс сточных вод предприятие имеет.
От Управления Росприроднадзора по Курганской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился. С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
Представитель Управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заинтересованным лицом части.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Курганводоканал" имеет разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект N 24 (к) от 08.06.2010 (КОС р.Черная), со сроком действия до 23.05.2015; N 25 (к) от 05.07.2010 (после фильтров р. Тобол), со сроком действия до 30.06.2013 и N 26 (к) от 05.07.2010 (центр города р. Тобол), со сроком действия до 27.06.2015 (т.5, л.д.10-16).
В 2011 году обществом оказывалось негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, в связи с чем в Управление Росприроднадзора по Курганской области представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2011 года (т.1, л.д.74-137).
Управлением проведена проверка полноты и своевременности уплаты обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год (т.1, л.д.19-20).
В ходе проведенной Управлением проверки выявлены неверные исчисления в части сумм за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водоемы за 1 квартал 2011 г. составляет 272 768,07 руб., их них: Арбинские водозаборные сооружения - 14 877,63 руб., водозаборные сооружения Центр города - 9 159,37 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 219 374,78 руб., очистные сооружения канализации ст.Утяк - 13 838,02 руб., очистные сооружения канализации п. Керамзитный - 15 518,27 руб.; за 2 квартал 2011 г. составляет 664 694,09 руб., их них: Арбинские водозаборные сооружения - 227 714,34 руб., водозаборные сооружения Центр города - 10 903,93 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 393 375,45 руб., очистные сооружения канализации ст.Утяк - 18 953,06 руб., очистные сооружения канализации п. Керамзитный - 13 747,31 руб.; за 3 квартал 2011 г. составляет 162 868,07 руб., их них: Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 1) - 55 947,15 руб., Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 2) - 4 753,64 руб., водозаборные сооружения Центр города - 26 250, 71 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 50 623,78 руб., очистные сооружения канализации ст.Утяк - 15 968,03 руб., очистные сооружения канализации п. Керамзитный - 9 324,76 руб.; за 4 квартал 2011 г. составляет 157 275,47 руб., их них: Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 1) - 100 317,74 руб., Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 2) - 4 744,20 руб., водозаборные сооружения Центр города - 5 810,32 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 22 918,06 руб., очистные сооружения канализации ст.Утяк - 16 378,45 руб., очистные сооружения канализации п. Керамзитный - 7 106,70 руб.
Управлением обществу выставлено требование N 2 от 13.03.2013 (т.1, л.д.9-11), которым предложено в срок до 28.01.2014 перечислить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 563 114 руб. 77 коп.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
При этом, в ходе судебного разбирательства взыскиваемая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду скорректирована с учетом произведенных обществом перечислений платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в сумме 1 188 899 руб. 44 коп. В частности Управлением определен размер указанной платы за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2011 года - 1 257 605 руб. 70 коп.
Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2011 года в сумме 1 152 717 руб. 19 коп.
При этом, суд первой инстанции признал необоснованным начисление заявителем платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску с очистных сооружений канализации п. Утяк за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в размере 65 137 руб. 56 коп.
В отношении вывода суда о частичной необоснованности требований заявителя сторонами возражений не заявлено, а потому в этой части решение суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не проверяется.
Оценивая вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных требований в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 152 717 руб. 19 коп., суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательного платежа, порядок рассмотрения которых определен главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Порядком N 632 установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 3). Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 этого Порядка (пункт 6).
Согласно Порядку заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", при расчете указывается фактический сверхлимитный выброс, сброс загрязняющего вещества (выброс, сброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс, сброс сверх установленного предельно допустимого выброса, сброса) за отчетный период (раздел 1 пункт N 11, раздел 3 пункт N 10).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ).
Из приведенных положений Федерального закона N 7-ФЗ следует, что в случаях, когда природопользователю не установлены лимиты, у него отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх нормативов допустимых выбросов и сбросов. В этих случаях выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных допустимых нормативов считаются произведенными без разрешения (неразрешенное природопользование).
В соответствии с пунктом 5.1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской Федерации от 26.01.1993, превышение нормативных (при отсутствии утвержденных временно согласованных выбросов, сбросов или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).
Согласно пункту 3.3 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и последующего умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
ОАО "Курганводоканал" лимиты на 2011 год установлены не были, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось заинтересованным лицом.
С учетом изложенного, сверхнормативная масса сбрасываемых загрязняющих веществ должна учитываться как сверхлимитная, а при расчете платы за загрязнение окружающей среды в отношении этой сверхнормативной массы подлежит применению норматив платы в пределах установленного лимита и пятикратный повышающий коэффициент.
Из материалов дела следует, что в результате хозяйственной деятельности ОАО "Курганводоканал" в течение всего 2011 года осуществлялись сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года самостоятельно рассчитывалась и уплачивалась обществом без учета положений пунктов 5 и 6 Порядка N 632.
Согласно уточненному расчету Управления задолженность общества по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водоемы за 1 квартал 2011 составляет: Арбинские водозаборные сооружения - 14 877,63 руб., водозаборные сооружения Центр города - 9 159,37 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 219 374,78 руб.; за 2 квартал 2011 составляет: Арбинские водозаборные сооружения - 227 714,34 руб., водозаборные сооружения Центр города - 10 903,93 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 393 375,45 руб.; за 3 квартал 2011 составляет: Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 1) - 55 947,15 руб., Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 2) - 4 753,64 руб., водозаборные сооружения Центр города - 26 250, 71 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 50 623,78 руб.; за 4 квартал 2011 составляет: Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 1) - 100 317,74 руб., Арбинские водозаборные сооружения (выпуск N 2) - 4 744,20 руб., водозаборные сооружения Центр города - 5 810,32 руб., очистные сооружения канализации г. Кургана - 22 918,06 руб. (т.4, л.д.1-3).
Таким образом, поскольку расчет взыскиваемой заявителем суммы в рассматриваемой части подтверждается статистическими отчетами ОАО "Курганводоканал", расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год, корректирующими расчетами платы (т.1, л.д.74-137, т.2, л.д.89-143), расчетами платы Управления за 2011 год (т.1, л.д.26-73, т.2, л.д.33-79, т.3, л.д.18), актом сверки взаимных расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год (т.3, л.д.81-82), у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции об обоснованности этого расчета.
С учетом изложенного, удовлетворение исковых требований в размере 1 152 717 руб. 19 коп. произведено судом первой инстанции при наличии достаточных оснований. Изложенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03 октября 2014 г. по делу N А34-2553/2014 в части взыскания задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 г. в сумме 1 152 717 руб. 19 коп. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2553/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области
Ответчик: ОАО "Курганводоканал"