город Воронеж |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А48-1701/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой О.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации города Орла: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.09.2014 по делу N А48-1701/2014 (судья Парфенова Л.П.) по иску открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) к Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, кадастровый N57:25:0000000:4898, номер кадастрового квартала: 57:25:0000000, протяжённость 965 м, 1987 года ввода в эксплуатацию,назначение: сооружение трубопроводного транспорта, местоположением: Орловская область, г. Орёл, от котельной ул. Паровозная, д. 64 б до пер. Светофорный д. 2, до пер. Южный, д. 5, до ул. Паровозная д. 64, до ул. Паровозная д. 97, до ул. Высокая, д. 1, до ул. Паровозная, д. 62, до ул. Паровозная д. 60, до ул. Паровозная д. 69, до ул. Паровозная д. 58, до пер. Светофорный д. 4, от ТК до ул. Высокая д. 10,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество (далее - ОАО "Орелгортеплоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации города Орла (далее - ответчик) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, кадастровый N 57:25:0000000:4898, номер кадастрового квартала: 57:25:0000000, протяжённость 965 м, 1987 года ввода в эксплуатацию, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, местоположением: Орловская область, г. Орёл, от котельной ул. Паровозная, д. 64 б до пер. Светофорный д. 2, до пер. Южный, д. 5, до ул. Паровозная д. 64, до ул. Паровозная д. 97, до ул. Высокая, д. 1, до ул. Паровозная, д. 62, до ул. Паровозная д. 60, до ул. Паровозная д. 69, до ул. Паровозная д. 58, до пер. Светофорный д. 4, от ТК до ул. Высокая д. 10.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ОАО "Орелгортеплоэнерго" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что право собственности на спорный объект недвижимости возникло у истца в результате преобразования муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" в 2009 году, в порядке приватизации, в результате которой было создано ОАО "Орелгортеплоэнерго".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда от Администрации города Орла, а также через электронный сервис "Мой Арбитр" от ОАО "Орелгортеплоэнерго" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Через канцелярию суда от Администрации города Орла поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает апелляционную жалобу законной и обоснованной, а создание положения правовой неопределенности в отношении обладателя права собственности объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения населения города, недопустимым.
Через систему "Мой арбитр" от ОАО "Орелгортеплоэнерго" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: пояснений об основных принципах формирования технических паспортов тепловых сетей.
Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановления Администрации города Орла от 25.08.1998 N 1665 "О создании муниципального предприятия "Орелгортеплоэнерго" на базе имущества, выделенного из состава ГУДПП "Орелоблтеплоэнерго", было создано муниципальное предприятие "Орелгортеплоэнерго".
07.09.1998 зарегистрирован устав муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго", в пункте 1.1 которого указано на то, что предприятие создано в соответствии с Постановлением главы администрации Орловской области от 25.08.1998 N 469 "О передаче в муниципальную собственность г. Орла объектов коммунальной энергетики" и Постановлением мэра г. Орла от 25.08.1998 N 1665 "О создании муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" на базе имущества (отопительных котельных, ЦТП, тепловых сетей, производственных баз и другого имущества), выделенного из состава ГУДПП "Орелоблтеплоэнерго" и расположенного на территории города Орла.
Пункт 3.1. главы 1 устава муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" (редакция 1998 года) содержал указание на то, что все имущество МУПП "Орелгортеплоэнерго" находится в муниципальной собственности города Орла и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
В устав муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" были внесены изменения, устав в новой редакции зарегистрирован 11.08.2003.
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Орелгортеплоэнерго" было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 1421 серии 3 от 07.09.1998 и свидетельством серии 57 N 000518550 о внесении 29.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о Муниципальном унитарном производственном предприятии "Орелгортеплоэнерго", зарегистрированном до 01.07.2002.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2007 N 26/382-ГС был утвержден Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества города Орла на 2008 год.
28.08.2008 Орловский городской Совет народных депутатов принял решение N 36/575-ГС "О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2008 год, утвержденный решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2007 года N 26/382-ГС", в пункте 1 которого указано, в том числе, на то, что таблица "Муниципальные унитарные предприятия, подлежащие приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества" раздела 2 "Объекты муниципальной собственности, подлежащие приватизации в 2008 году" дополняется строкой под порядковым номером 9, в которой указано муниципальное унитарное производственное предприятие "Орелгортеплоэнерго".
Главой муниципального образования - мэром города Орла 26.09.2008 принято постановление N 3137 "О реорганизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" путем преобразования в открытое акционерное общество", постановлением от 24.11.2008 N 3853 в указанное постановление внесены изменения.
29.09.2008 муниципальным унитарным производственным предприятием "Орелгортеплоэнерго" издан приказ N 175 "О подготовке к реорганизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" путем преобразования в открытое акционерное общество.
Постановлением главы муниципального образования - мэра города Орла от 26.02.2009 N 559 "Об условиях приватизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" утвержден состав подлежащего приватизации имущества, а также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго".
Как усматривается из приложения N 1 к постановлению от 26.02.2009 N 559 под порядковыми номерами 1752, 1786, 1802 соответственно значатся: "Т/сети ул. Паровозная 58-62, 97, пер. Светофорный 4, 1997 года постройки", "Т/сеть от кот. ул. Паровозная, 64а до ул. Высокая жил. домов 58, 62а, 60, 64, 69, 97, 2002 года постройки", "Т/сеть от ТК до детск.сада N8, ул. Высокая, 10, 2004 года постройки".
26.02.2009 Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла издано распоряжение N 22-М "Об исполнении постановления мэра г. Орла от 26.02.2009 N 559 "Об условиях приватизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго".
В передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго", утвержденном Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла 05.03.2009, имеются строки 1752, 1786, 1802, в которых значатся "Т/сети ул. Паровозная 58-62, 97, пер. Светофорный 4, 1997 года постройки", "Т/сети от кот. ул. Паровозная, 64а до жил. домов 58, 62а, 60, 64, 69, 97, 2002 года постройки", "Т/сеть от ТК до детск. сада N 8 ул. Высокая, 10, 2004 года постройки".
В соответствии с Решением Орловского горсовета N 57/955/ГС от 28.01.2010 "О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2010 г.", утверждённого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2009 N 56/925-ГС были внесены дополнения в Прогнозный план приватизации МУПП "Орёлгортеплоэнерго" и дополнены объекты недвижимости, подлежащие приватизации, земельными участками, в том числе земельным участком с кадастровым номером 57:25:0020701:5 (под номером 104 решения).
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что право собственности на спорный объект недвижимости возникло у него в результате преобразования муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" в 2009 году в порядке приватизации, по итогам которой было создано ОАО "Орелгортеплоэнерго", обратился в суд с настоящим требованием. При этом истец указал, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области было отказано в государственной регистрации перехода права собственности в том числе, в связи с тем, что в нарушение статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001 года приватизация осуществлена без одновременного отчуждения истцу земельного участка, занимаемого имуществом и необходимого для его использования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела не имеется однозначных и безусловных доказательств тому, что именно спорный объект был включен в перечень подлежащих приватизации основных средств, поскольку в передаточном акте указаны объекты, отличающиеся по своим идентификационным признакам от спорного сооружения. Арбитражный суд не установил тождественности спорного объекта и объектов, поименованных в перечне подлежащих приватизации основных средств и в передаточном акте, в том числе по протяженности и году постройки. Кроме того, суд указал, что в названном перечне не содержится сведений обо всех земельных участках, в пределах которых расположено спорное сооружение.
Судебная коллегия, вопреки выводам суда первой инстанции, полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 статьи 28 указанного Федерального закона, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В этой связи суд указал, что Постановление главы муниципального образования - мэра города Орла от 26.02.2009 N 559 "Об условиях приватизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго", в части включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень подлежащих приватизации "Основных средств", могло быть издано только в нарушение пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001, пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, а сделка по отчуждению муниципального имущества в части спорного объекта является недействительной (ничтожной) сделкой, как несоответствующая требованиям закона.
Однако, как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 24.03.2014 года, спорный объект недвижимости является самостоятельным объектом недвижимости - сооружением трубопроводного транспорта, часть которого проходит на опорах (протяженность воздушной прокладки теплотрассы 177,09 пог.м.), а другая часть - в непроходных каналах (протяженность подземной прокладки теплотрассы 787,99 пог.м.).
Особенности регулирования вопросов, связанных с использованием земельных участков, на которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, а также вопросов, связанных с приобретением прав на такие участки, предусмотрены нормой статьи 90 Земельного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Указанное исключает вывод о том, что признание права истца на спорный объект невозможно в отсутствии у него права собственности на все земельные участки, где пролегает спорное имущество.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводом суда области об отсутствии доказательств, подтверждающих факт объединения объектов, поименованных в Составе подлежащего приватизации имущественного комплекса МУПП "Орелгортеплоэнерго", в один объект недвижимости, являющийся спорным, поскольку указанный вывод опровергается представленным в материалы дела техническим паспортом, составленным по состоянию на 24.03.2014.
При изложенных обстоятельствах в их совокупности у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем решение суда области, которым в удовлетворении такого иска отказано, подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а также за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Однако в исковом заявлении ОАО "Орелгортеплоэнерго" просит независимо от исхода настоящего дела расходы по государственной пошлине отнести на истца.
Судебная коллегия, с учетом указанного заявления, полагает возможным отнести судебные расходы по оплате государственной пошлины на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.09.2014 по делу N А48-1701/2014 отменить.
Исковые требования открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) удовлетворить.
Признать право собственности открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) на объект недвижимого имущества - сооружение, кадастровый N 57:25:0000000:4898, номер кадастрового квартала: 57:25:0000000, протяжённость 965 м, 1987 года ввода в эксплуатацию,назначение: сооружение трубопроводного транспорта, местоположением: Орловская область, г. Орёл, от котельной ул. Паровозная, д. 64 б до пер. Светофорный д. 2, до пер. Южный, д. 5, до ул. Паровозная д. 64, до ул. Паровозная д. 97, до ул. Высокая, д. 1, до ул. Паровозная, д. 62, до ул. Паровозная д. 60, до ул. Паровозная д. 69, до ул. Паровозная д. 58, до пер. Светофорный д. 4, от ТК до ул. Высокая д. 10.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1701/2014
Истец: ОАО "Орелгортеплоэнерго"
Ответчик: Администрация города Орла