г. Москва |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А40-52445/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Тихонова А.П., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2014,
по делу N А40-52445/14 (10-448), принятое судьей Пуловой Л.В.,
по иску ОАО "СНЕЖИНКА" (ОГРН 1027739553269)
к ответчику Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости,
при участии в судебном заседании:
от истца: Стаценко А.А. по доверенности от 14.04.2014
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц: Решетников Д.К. доверенностям от 01.09.2014 и 27.12.2013 соотв.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "СНЕЖИНКА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 77:02:0014011:212, расположенного по адресу: г. Москва, Лазоревый проезд, вл. 1, стр. 1-15, 17, 27, 34 равной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 110190000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013 г. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2014 по делу N А40-52445/14 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014011:212, расположенного по адресу: г. Москва, Лазоревый проезд, вл. 1, стр. 1-15, 17, 27, 34, равной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 111890000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013 г. В остальной части требований производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя ответчика.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец арендует земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014011:212, площадью 28127 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Лазоревый проезд, вл. 1, стр. 1-15, 17, 27, 34, на основании договора аренды земельного участка N М-02-011260 от 08.05.1998 г.
На основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города г.Москвы" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, который по состоянию на 01.01.2013 г. составил 329.108.120,3 руб., что увеличило стоимость земельного участка. Данная кадастровая стоимость учтена при расчете ставки арендной платы на земельный участок.
Считая данную стоимость земельного участка завышенной, истец обратился в экспертное учреждение ООО "Актив-Оптим" для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости ООО "Актив-Оптим" от 28.01.2014 г. N АО-54/13-1 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составила 110190000 руб., что в более чем в два раза меньше кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП.
Удовлетворяя иск в части установления кадастровой стоимости, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно п. 1 указанной статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) к результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу NА27-4849/2010 указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 по делу NА11-5098/2010 рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание положения Главы III.1 Закона об оценочной деятельности, суд апелляционной инстанции считает, что истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Как указано выше, в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости ООО "Актив-Оптим" от 05.02.2014 г. N 87/04-14 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составила 110190000 руб.
Согласно Экспертному заключению от 05.02.2014 г. N 87/04-14, составленному Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", указанный отчёт соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки.
При этом суд первой инстанции учел, что ответчик и третьи лица оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представили.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является надлежащим ответчиком по делу, так как именно у данного лица возникает обязанность по исполнению решения суда по настоящему делу в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-Ф "О государственном кадастре недвижимости" и приказу Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93.
Довод заявителей апелляционной жалобы о том, что истец, как арендатор, не обладает правом обжалования размера кадастровой стоимости, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как арендатор является лицом, чьи права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости, а следовательно, вправе защищать свои права в том числе путём предъявления соответствующего иска.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Данное положение предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой законодательство (об оценочной деятельности) не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Подобные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта недвижимости на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Кроме того, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением кадастровой стоимости, подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Давая оценку представленному к иску отчету об оценки ООО "Актив-Оптим" от 05.02.2014 г. N 87/04-14, судебная коллегия принимает во внимание, что на указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 05.02.2014 г. N 87/04-14,.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд посчитал, что нет оснований не доверять заключению эксперта об оценке рыночной стоимости. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости, как установлено ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что нарушенные права истцов могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Как указано в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с абзацем 2 ст. 24.21 Закона об оценочной деятельности принят Приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик", согласно которому с 1 марта 2012 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно Уставу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Таким образом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в кадастр объектов недвижимости, и следовательно надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию.
Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что на момент обращения истца с иском (08.04.2014) в Арбитражный суд г. Москвы, Федеральный закон N 135-ФЗ действовал в редакции N 31 от 12.03.2014, предусматривающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах о результатах определения кадастровой стоимости. Соответственно, для данной категории споров на момент подачи иска не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
При таких данных суде первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2014 по делу N А40-52445/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52445/2014
Истец: ОАО "Снежинка"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство г. Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ФГБУ ФКП "Росреестра" по г. Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы