г. Москва |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А41-41977/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ООО "Жилой комплекс "Жемчужина" - Абрамова Л.А., представитель по доверенности от 30.04.2014, Кучерук Ю.И., представитель по доверенности от 24.09.2014,
от филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и от Управления Росреестра по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от МИФНС РФ N 22 по МО- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации сельского поселения Никольское - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 по делу N А41-41977/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "Жилой комплекс "Жемчужина" к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3-и лица: Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, МИФНС РФ N 22 по МО, Администрация сельского поселения Никольское о оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
14.07.2014 общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении с 01.01.2014 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере 2 860 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере 1 157 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере 6 658 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере 132 537 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:303 в размере 4 112 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:304 в размере 751 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:305 в размере 33 626 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:306 в размере 1 092 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:307 в размере 3 720 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:308 в размере 1 271 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:309 в размере 9 081 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:310 в размере 4 211 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:311 в размере 1 156 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:312 в размере 554 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:313 в размере 733 000 рублей;
с кадастровым номером 50:20:0090103:314 в размере 39 431 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:315 в размере 1 091 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:316 в размере 4 053 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:317 в размере 3 210 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:318 в размере 1 194 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:319 в размере 730 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:320 в размере 918 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:321 в размере 1 392 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:322 в размере 1 343 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:323 в размере 1 524 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:324 в размере 1 515 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:325 в размере 1 353 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:326 в размере 1 042 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:327 в размере 2 740 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:328 в размере 1 082 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:329 в размере 2 071 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:330 в размере 16 639 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:331 в размере 7 644 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:332 в размере 2 258 000 рублей; с кадастровым номером 50:20:0090103:333 в размере 1 265 000 рублей; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести с государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная Инспекция ФНС N 22 по Московской области, администрация Одинцовского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Никольское Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 по делу N А41-41977/14 заявленные требования удовлетворены (том 2 л.д. 135-141).
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество являлось собственником четырех земельных участков с кадастровыми номерами 50:200090103:53; 50:200090206:55; 59:200090218:70; 50:200090302:67, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе дер. Гигирево.
В 2013 году в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:200090103:53 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 50:200090103:303; 50:200090103:304; 50:200090103:305; 50:200090103:306; 50:200090103:307; 50:200090103:308; 50:200090103:309; 50:200090103:310; 50:200090103:311; 50:200090103:312; 50:200090103:313; 50:200090103:314; 50:200090103:315; 50:200090103:316; 50:200090103:317; 50:200090103:318; 50:200090103:319; 50:200090103:320; 50:200090103:321; 50:200090103:322; 50:200090103:323; 50:200090103:324; 50:200090103:325; 50:200090103:326; 50:200090103:327; 50:200090103:328; 50:200090103:329; 50:200090103:330; 50:200090103:331; 50:200090103:332; 50:200090103:333.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет 18.09.2013.
В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" с 1 января 2014 года установлены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области по состоянию на 01.01.2013.
Согласно приложению N 1 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:200090103:53 составила 1 131 456 249 рублей; земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:455 составила 6 714 368 рублей; земельного участка с кадастровым номером 50:200090218:70 составила 17 644 558 рублей; земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 составила 22 129 931 рубль 53 копейки.
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости ФГБУ "Кадастровая палата", превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (статья 4 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Кроме того, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, общество просит установить кадастровую стоимость земельных участков с 01.01.2014.
В материалах настоящего дела имеется отчет от 30.05.2014 N 025-05-14, выполненный ООО "Норматив", об определении рыночной стоимости 35 земельных участков, принадлежащих обществу, по состоянию на 01.01.2013 (том 1 л.д.44-146).
Также в материалы дела представлено экспертное заключение, подготовленное НП СРО "Экспертный совет" от 05.06.2014 N Э-300514-1 на отчет от 30.05.2014 N 025-05-14 (том 1 л.д.147-154). По итогам проведения экспертизы отчета об оценке подтверждено его соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной экспертизе.
Принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, апелляционный суд не находит оснований не доверять выводам эксперта.
Апелляционный суд учитывает, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2013.
Следовательно, оценка спорных земельных участков правомерно произведена на дату установления кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования об установлении кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку с настоящим заявлением общество обратилось в арбитражный суд 14.07.2014 (том 1 л.д.9), кадастровая стоимость спорных земельных участков обоснованно установлена судом первой инстанции в размере равном их рыночной стоимости с 01.01.2014.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2014 года по делу N А41-41977/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41977/2014
Истец: ООО "Жилой комплекс "Жемчужина"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Никольское Одинцовского мун. р-на Московской области, Администрация сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области, Межрайонная ИФНС Россиии N22 по Московской области, Министерство имущественных отношений по Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области