г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А56-25054/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Байкалов А.В. по доверенности от 0107.2014;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-22431/2014, 13АП-22432/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-М" и Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2014 по делу N А56-25054/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-М"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании недействительным предписаний
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-М" (ОГРН 1107847381663, адрес: 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 271, лит. А, оф. 602; далее - ООО "Ресурс-М", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными предписаний Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (адрес: 197342, г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская. Д. 4, далее - Комитет) от 16.12.2013 N 1-15-2570-13-ВВ-2, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13-ВВ-4, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-5, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-6, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-7, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-8, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-9, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-10, от 16.12.2013 N1-15-2570-13-ВВ-11, от 19.02.2014 N1-13-20049-14/ВД, от 29.04.2014 N1-13-20155-14/ВД, от 14.04.2014 N1-13-20131-14/ВД, от 14.05.2014 N1-13-20165-14/ВД, от 14.05.2014 N1-13-20167-14/ВД, от 30.05.2014 N1-13-20194-14/ВД.
Решением от 08.08.2014 суд признал недействительными предписания Комитета от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-6, от 14.05.2014 N 1-13-20165-14/ВД, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-10, в удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение в части признания недействительными предписаний Комитета и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества в полном объеме. Податель жалобы считает, что суд необоснованно не принял во внимание в качестве доказательства законности выданных предписаний акт рейдовой проверки 07.11.2013 N 1-17-5812-13/Р, которым установлен несанкционированный сброс Обществом карьерных вод с месторождения "Вохоново".
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительными предписаний Комитета от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-2, от 14.04.2014 N 1-13-20131-14/ВД, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-4, от 19.02.2014 N 1-13-20049-14/ВД, от 29.04.2014 N 1-13-20155-14/ВД, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-5, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-7, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-8, от 14.05.2014 N 1-13-20167-14/ВД, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-9, от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-11. Податель жалобы считает, что проверка выполнения требований по проведению маркшейдерских работ на месторождении "Вохоново" не входит в компетенцию Комитета. Проведение проверки обеспечения выполнения такого рода работ входит в компетенцию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Комитета.
Представитель Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалобы рассмотрены судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Ресурс-М" является держателем лицензии на пользование недрами ЛОД 47081 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков прочих на месторождении "Вохоново". Участок недр расположен в Гатчинском районе Ленинградской области в 3,5 км к юго-западу от д. Вохоново, в 0,5 км к югу от д. Березнево и в 1,4 км к западу от д. Луйсковицы. Месторождение "Вохоново" располагается вдоль автодороги, соединяющей населенные пункты Яскелево и Березнево (автодорога Елезаветино - Фьюнатово) и состоит из двух участков - западный и восточный; вдоль автодороги установлена охранная зона - 60 м по обе стороны автодороги (дополнение 1 к лицензии). Согласно горноотводному акту от 16.08.2012 N 546 к лицензии на пользование недрами площадь проекции горного отвода с учетом установленной 60-метровой охранной зоны автодороги составляет 71,8 га. Разведка и добыча песков осуществляется обществом в соответствии с техническим проектом "Отработка месторождения песков "Вохоново" в Гатчинском районе Ленинградской области", согласованным территориальной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых (протокол заседания от 07.08.2012 N 71-07.08.12/ЛО).
На основании распоряжения от 18.11.2013 N 1-15-2570-13/ВВ Комитетом проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Основанием для проведения внеплановой проверки послужили коллективное обращение жителей деревень Яскелево, Березнево, Алексеевка, Ряболово, Ознаково Гатчинского района Ленинградской области, письмо Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2013 N КГК-3309/13-1-0 и данные акта рейдовой проверки от 07.11.2013 N1-17-2812-13/Р. Результаты проверки отражены в акте от 16.12.2013 N1-15-2570-13/ВВ, согласно которому в ходе проверки выявлено, что обществом в нарушение пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", раздела 3 лицензионного соглашения к лицензии ЛОД 47081 ТЭ, а также проекта "Отработка месторождения песков "Вохоново" в Гатчинском районе Ленинградской области", допущено нарушение лицензионных (лицензия ЛОД 47081 ТЭ) условий пользования недрами, в частности: - не полностью вывезен лес на восточном участке месторождения "Вохоново"; - не обеспечено выполнение требований по проведению маркшейдерских работ на месторождении "Вохоново", а именно: на представленных обществом материалах маркшейдерской съемки карьера на месторождении "Вохоново" (План работ по состоянию на 08.11.2013) не в полном объеме отражены или отсутствуют обязательные объекты съемки карьера: 1) горные выработки - уступы, съезды, траншеи; 2) отвалы пород внутренние; 3) разведочные выработки и элементы геологического строения месторождения, видимые в натуре; 4) границы опасных зон (зоны пожаров, затопленных горных выработок, оползней, обрушений и т.п.); 5) транспортные пути в карьере и на внутренних отвалах; 6) сооружения: электроподстанции, постоянные линии землесосных установок; не выполнены в полном объеме пространственно-геометрические измерения горных разработок на карьере "Вохоново", не выполнено определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
- не осуществлено устройство и использование площадки и оборудования для мойки колес грузового транспорта на месторождении "Вохоново"; - производится сброс карьерных вод в северной части восточного участка месторождения "Вохоново" на территорию лесного фонда; - на прикарьерной площадке месторождения "Вохоново" отсутствует предусмотренный проектом контейнер для сбора мусора, ящик для обтирочного материала, ящик двухсекционный для песка; - не осуществляется предусмотренный согласованным техническим проектом горно-экологический мониторинг при разработке месторождения песка "Вохоново";
- не осуществлено опережающее геологическое изучение недр месторождения "Вохоново", обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование; - не проведена рекультивация восточного участка месторождения "Вохоново" перед началом отработки западного участка, а также предусмотренные согласованным техническим проектом разработки месторождения работы технического этапа рекультивации, а именно: не произведено выполаживание до 18 (о) восточного борта карьера на восточном участке месторождения "Вохоново"; - произведена самовольная застройка площади залегания полезных ископаемых, а именно, на восточном участке месторождения "Вохоново" построен бревенчатый одноэтажный дом размера 6 х 6 м. По итогам проверки 16.12.2013 ООО "Ресурс-М" выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр. Так, предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-2 на общество возложена обязанность в срок до 16.03.2014 полностью провести вывоз леса с восточного участка месторождения "Вохоново"; предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-4 - обеспечить выполнение требований по проведению маркшейдерских работ на месторождении "Вохоново"; предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-5 - произвести устройство и использование площадки и оборудования для мойки колес грузового транспорта на месторождении "Вохоново"; предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-6 - провести мероприятия по прекращению и предотвращению сброса карьерных вод с Восточного участка месторождения "Вохоново" на территорию земель лесного фонда; предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-7 - произвести устройство на прикарьерной площадке месторождения "Вохоново" предусмотренный проектом контейнер для сбора мусора, ящик для обтирочного материала, ящик двухсекционный для песка; предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-8 - организовать проведение предусмотренного согласованным техническим проектом горно-экологического мониторинга при разработке месторождения песка "Вохоново"; N 1-15-2570-13-ВВ-9 - организовать опережающее геологическое изучение недр месторождения "Вохоново", обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование; N 1-15-2570-13-ВВ-10 - провести предусмотренные проектом работы по рекультивации восточного участка месторождения "Вохоново"; предписанием N 1-15-2570-13-ВВ-11 - провести мероприятия по предотвращению самовольной застройки площади залегания полезных ископаемых месторождения "Вохоново".
В дальнейшем с целью контроля выполнения ООО "Ресурс-М" указанных предписаний Комитетом в период с января по май 2014 года проведены внеплановые документарные проверки, в ходе которых установлено, что ранее выданные и перечисленные выше предписания обществом не исполнены, в связи с чем ООО "Ресурс-М" выданы новые предписания, содержащие прежние требования об устранении нарушений. Так, в отношении нарушения, указанного в предписании от 16.12.2013 N 1-15-2570-13-ВВ-2, обществу выдано предписание от 14.04.2014 N 1-13-20131-14/ВД; в отношении нарушения, указанного в предписании от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-4, обществу выданы предписания от 19.02.2014 N 1-13-20049-14/ВД, от 29.04.2014 N 1-13-20155-14/ВД (проверка предписания от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-4 проводилась дважды: в январе - феврале и в апреле 2014 года); в отношении нарушения, указанного в предписании от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-6, обществу выдано предписание от 14.05.2014 N 1-13-20165-14/ВД; в отношении нарушения, указанного в предписании от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-8, обществу выдано предписание от 14.05.2014 N 1-13-20167-14/ВДВ; отношении нарушения, указанного в предписании от 16.12.2013 N 1-15-2570-13-ВВ-9, обществу выдано предписание от 30.05.2014 N 1-13-20194-14/ВД. Считая названные предписания незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии ЛОД 47081 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков прочих на месторождении "Вохоново" (срок действия до 01.04.2025). Неотъемлемой частью указанной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение 1), раздел 3 которых устанавливает обязательства недропользователя, в том числе по соблюдению требований технических проектов, планов и схем развития горных работ (подпункт "б" части 3 раздела 3).
В соответствии с пунктом 3.2 условий пользования недрами, на недропользователя возложена обязанность обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов, схем развития горных работ (подпункт "б"), провести опережающее геологическое изучения недр для достоверной оценки запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование (подпункт "в"), предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях (подпункт "к"), вести геологическую, маркшейдерскую и иную документацию в процессе добычи полезных ископаемых, обеспечивающую нормальный технологический цикл работ и прогнозирование опасных ситуаций (подпункт "м"). Пунктом 3.3 данных условий предусмотрена обязанность обеспечивать при проведении работ безопасную эксплуатацию расположенных вблизи границ участка лицензирования объектов промышленной и хозяйственной деятельности (подпункт "з"). Также судом первой инстанции установлено, что утвержденным техническим проектом предусмотрено выполнение работ по подготовке территории на площади удаления первоначальной вскрыши (рубка и вывоз леса, корчевка пней) перед началом работ по разработке месторождения (подраздел 3.3.6); устройство на месторождении площадки для мойки колес грузового транспорта (подраздел 7.6); наличие на прикарьерной площадке контейнера для мусора, ящика для обтирочного материала и ящика двухсекционного для песка (подраздел 8.1.1); осуществление мероприятий горно-экологического мониторинга при разработке месторождения (подраздел 11.1); осуществление опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки запасов полезных ископаемых, свойств участка недр (подраздел 11.1.5); проведение маркшейдерский работ (подраздел 11.1.6).
Статьей 64 АПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требование и возражение лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-6499/2014 признано законным постановление Комитета от 24.01.2014 N N20003-14/Д, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили нарушения, выявленные в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения от 18.11.2013 N 1-15-2570-13/ВВ.
В частности судами установлено, что Общество при осуществлении разработки месторождения полезных ископаемых нарушило условия, предусмотренные лицензией, и требованиями технического проекта, в части эпизодов, связанных с невывозом леса в полном объеме при подготовке территории; не оборудованием площадки для мойки колес грузового транспорта; не установлением на прикарьерной площадке контейнера для сбора мусора, ящика для обтирочного материала и ящика двухсекционный для песка; не осуществления горно-экологического мониторинга; не проведения опережающего геологического изучения недр.
В рамках дела N А56-6499/2014 суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности Комитетом нарушения Обществом условий лицензии по эпизоду, связанному с обязанностью провести рекультивацию на месторождении, а также о нарушении Обществом условий лицензии и технического проекта по эпизодам, связанным с осуществление добычи песков обводненной толщи месторождения гидромеханическим способом и сброса карьерных вод на территорию лесного фонда. Суд кассационной инстанции в постановлении от 02.12.2014 означенные выводы поддержал.
В связи с тем, что административным органом не доказаны нарушение Обществом норм действующего законодательства в области охраны недр по вышеуказанным эпизодам, у Комитета отсутствовали законные основания для выдачи Обществу предписаний от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-6, от 14.05.2014 N 1-13-20165-14/ВД; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-10.
В рамках дела N А56-6499/2014 судом установлено, что Общество при осуществлении разработки месторождения полезных ископаемых нарушило условия, предусмотренные лицензией, и требованиями технического проекта, в части эпизодов, связанных с не вывозом леса в полном объеме при подготовке территории; не оборудованием площадки для мойки колес грузового транспорта; не установлением на прикарьерной площадке контейнера для сбора мусора, ящика для обтирочного материала и ящика двухсекционный для песка; не осуществления горно-экологического мониторинга; не проведения опережающего геологического изучения недр.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности предписаний Комитета от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-2, от 14.04.2014 N 1-13-20131-14/ВД; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-4, от 19.02.2014 N 1-13-20049-14/ВД, от 29.04.2014 N 1-13-20155-14/ВД; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-5; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-7; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-8, от 14.05.2014 N 1-13-20167-14/ВД; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-9; от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ-11.
По мнению Комитета, актом рейдовой проверки от 07.11.2013 N 1-17-5812-13/Р подтверждается факт несанкционированного сброса Обществом карьерных вод с месторождения "Вохоново". Акт рейдовой проверки от 07.11.2013 N 1-17-5812-13/Р как доказательство по делу оценен судом в рамках рассмотрения дела NА56-6499/2014. В отношении указанного нарушения судом отмечено, что из фотоматериалов однозначно не усматривается, что зафиксированная на них местность, покрытая слоем снега, является водоотводной канавой, по которой осуществляется сброс карьерных вод с месторождения Обществом. Кроме того, в постановлении от 24.01.2014 20003-14/Д Комитет не ссылается на акт рейдовой проверки от 07.11.2013 N 1-17-5812-13/Р, как на доказательство, подтверждающее факт несанкционированного сброса Обществом карьерных вод с месторождения "Вохоново".
Доводы Общества об отсутствии у Комитета полномочий по контролю обеспечения маркшейдерских работ отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 350 утверждено Положение о Комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Положение). Пунктом 3.4 Положения предусмотрены полномочия Комитета по государственному контролю за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
Приказом Комитета от 19.07.2012 N 1-8-9 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.4 Административного регламента результатом исполнения государственной функции Комитета по организации и осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения является обеспечение выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны участков недр местного значения и иных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции, являются: - составление и вручение акта по результатам проверки; - составление и вручение предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проверки; - возбуждение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях; - вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях; - вынесение представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Таким образом, действия Комитета по проверке обеспечения выполнения требований по проведению маркшейдерских работ осуществляются в рамках полномочий, предусмотренных Положением и Административным регламентом.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2014 по делу N А56-25054/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-М" и Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25054/2014
Истец: ООО "РЕСУРС-М"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области