город Воронеж |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А48-1480/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой О.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации города Орла: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.09.2014 по делу N А48-1480/2014 (судья Карасев В.В.) по иску открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) к Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640) о признании права собственности на сооружение, протяженностью 52,10 м,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Орелгортеплоэнерго" (далее - ОАО "Орелгортеплоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Администрации города Орла (далее - ответчик) с иском о признании права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, кадастровый номер - 57:25:0020417:96, номер кадастрового квартала - 57:25:0020417, местоположение: Орловская область, г. Орел, от котельной ул. МОПРа, д. 48а до ул. МОПРа, д. 48; от котельной ул. МОПРа, д. 48 а до ул. МОПРа, д. 50; протяженностью 52,10 м., назначение - сооружение трубопроводного транспорта, год ввод в эксплуатацию (завершения строительства) - 1984 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ОАО "Орелгортеплоэнерго" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что право собственности на спорный объект недвижимости возникло у истца в результате преобразования муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" в 2009 году, в порядке приватизации, в результате которой было создано ОАО "Орелгортеплоэнерго".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда от Администрации города Орла, а также через электронный сервис "Мой Арбитр" от ОАО "Орелгортеплоэнерго" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Через канцелярию суда от Администрации города Орла поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает законной и обоснованной апелляционную жалобу ОАО "Орелгортеплоэнерго", создание положения правовой неопределенности в отношении обладателя права собственности объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения населения города, считает недопустимым.
Через систему "Мой арбитр" от ОАО "Орелгортеплоэнерго" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: пояснений об основных принципах формирования технических паспортов тепловых сетей.
Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановления Администрации города Орла от 25.08.1998 N 1665 "О создании муниципального предприятия "Орелгортеплоэнерго" на базе имущества, выделенного из состава ГУДПП "Орелоблтеплоэнерго", было создано муниципальное предприятие "Орелгортеплоэнерго". Пунктом 3 названного постановления руководителю вновь созданного муниципального предприятия "Орелгортеплоэнерго" предписано проработать совместно с руководителем ГУДПП "Орелоблтеплоэнерго" объемы и перечень передаваемого имущества.
07.09.1998 зарегистрирован устав муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго", в пункте 1.1 которого указано на то, что предприятие создано в соответствии с Постановлением главы администрации Орловской области от 25.08.1998 N 469 "О передаче в муниципальную собственность г. Орла объектов коммунальной энергетики" и Постановлением мэра г. Орла от 25.08.1998 N 1665 "О создании муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" на базе имущества (отопительных котельных, ЦТП, тепловых сетей, производственных баз и другого имущества), выделенного из состава ГУДПП "Орелоблтеплоэнерго" и расположенного на территории города Орла.
Пункт 3.1. главы 1 устава муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" (редакция 1998 года) содержал указание на то, что все имущество МУПП "Орелгортеплоэнерго" находится в муниципальной собственности города Орла и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
В устав муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" были внесены изменения, устав в новой редакции зарегистрирован 11.08.2003.
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Орелгортеплоэнерго" было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 1421 серии 3 от 07.09.1998 и свидетельством серии 57 N 000518550 о внесении 29.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о Муниципальном унитарном производственном предприятии "Орелгортеплоэнерго", зарегистрированном до 01.07.2002.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2007 N 26/382-ГС был утвержден Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества города Орла на 2008 год.
28.08.2008 Орловский городской Совет народных депутатов принял решение N 36/575-ГС "О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2008 год, утвержденный решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2007 N 26/382-ГС", в пункте 1 которого указано, в том числе, на то, что таблица "Муниципальные унитарные предприятия, подлежащие приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества" раздела 2 "Объекты муниципальной собственности, подлежащие приватизации в 2008 году" дополняется строкой под порядковым номером 9, в которой указано муниципальное унитарное производственное предприятие "Орелгортеплоэнерго".
Главой муниципального образования - мэром города Орла 26.09.2008 принято постановление N 3137 "О реорганизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" путем преобразования в открытое акционерное общество", постановлением от 24.11.2008 N 3853 в указанное постановление внесены изменения.
29.09.2008 муниципальным унитарным производственным предприятием "Орелгортеплоэнерго" издан приказ N 175 "О подготовке к реорганизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" путем преобразования в открытое акционерное общество.
Постановлением главы муниципального образования - мэра города Орла от 26.02.2009 N 559 "Об условиях приватизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" утвержден состав подлежащего приватизации имущества, а также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго".
Как видно из приложения N 1 к постановлению от 26.02.2009 N 559, под порядковым номером 1543 значится объект "Т/сети кот ул. МОПРа 50 до гаража" 01.05.1975 года постройки с инвентарным номером 30020 и стоимостью на 16.01.2009 года 0 рублей; под N 1626 значиться объект "Т/сети от кот МОПРа 50 до 48" - 01.10.1984 года постройки, инвентарный номер 30264 стоимостью 9,2 руб.
26.02.2009 Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла издано распоряжение N 22-М "Об исполнении постановления мэра г. Орла от 26.02.2009 N 559 "Об условиях приватизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго".
В передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго", утвержденном Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла 05.03.2009, под порядковыми 7 номерами 1543, 1626 значатся те же объекты, которые указаны в приложении N 1 к постановлению от 26.02.2009 N 559.
В соответствии с Решением Орловского горсовета N 57/955/ГС от 28.01.2010 "О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2010 г.", утверждённого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2009 N 56/925-ГС были внесены дополнения в Прогнозный план приватизации МУПП "Орёлгортеплоэнерго" и дополнены объекты недвижимости, подлежащие приватизации, земельными участками, в том числе земельным участком с кадастровым номером 57:25:0020417:0039 (под номером 88 решения).
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что право собственности на спорный объект недвижимости возникло у него в результате преобразования муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго" в 2009 году в порядке приватизации, по итогам которой было создано ОАО "Орелгортеплоэнерго", обратился в суд с настоящим требованием. При этом истец указал, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области было отказано в государственной регистрации перехода права собственности в том числе, в связи с тем, что в нарушение статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001 года приватизация осуществлена без одновременного отчуждения истцу земельного участка, занимаемого имуществом и необходимого для его использования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела не имеется однозначных и безусловных доказательств тому, что именно спорный объект был включен в перечень подлежащих приватизации основных средств, поскольку в передаточном акте указаны объекты, отличающиеся по своим идентификационным признакам от спорного сооружения. Арбитражный суд не установил тождественности спорного объекта и объектов, поименованных в перечне подлежащих приватизации основных средств и в передаточном акте, в том числе по протяженности и году постройки. Кроме того, суд указал, что в названном перечне не содержится сведений обо всех земельных участках, в пределах которых расположено спорное сооружение.
Судебная коллегия, вопреки выводам суда первой инстанции, полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 статьи 28 указанного Федерального закона, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В этой связи суд указал, что Постановление главы муниципального образования - мэра города Орла от 26.02.2009 N 559 "Об условиях приватизации муниципального унитарного производственного предприятия "Орелгортеплоэнерго", в части включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень подлежащих приватизации "Основных средств", могло быть издано только в нарушение пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001, пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, а сделка по отчуждению муниципального имущества в части спорного объекта является недействительной (ничтожной) сделкой, как несоответствующая требованиям закона.
Однако, как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 03.04.2014 года, спорный объект недвижимости является самостоятельным объектом недвижимости - сооружением трубопроводного транспорта, часть которого проходит на опорах (протяженность воздушной прокладки теплотрассы 15,63 пог.м.), а другая часть - в непроходных каналах (протяженность подземной прокладки теплотрассы 36,47 пог.м.).
Особенности регулирования вопросов, связанных с использованием земельных участков, на которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, а также вопросов, связанных с приобретением прав на такие участки, предусмотрены нормой статьи 90 Земельного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Указанное исключает вывод о том, что признание права истца на спорный объект невозможно в отсутствии у него права собственности на все земельные участки, где пролегает спорное имущество.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводом суда области об отсутствии доказательств, подтверждающих факт объединения объектов, поименованных в Составе подлежащего приватизации имущественного комплекса МУПП "Орелгортеплоэнерго", в один объект недвижимости, являющийся спорным, поскольку указанный вывод опровергается представленным в материалы дела техническим паспортом, составленным по состоянию на 03.04.2014.
При изложенных обстоятельствах в их совокупности у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем решение суда области, которым в удовлетворении такого иска отказано, подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а также за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Однако в исковом заявлении ОАО "Орелгортеплоэнерго" просит независимо от исхода настоящего дела расходы по государственной пошлине отнести на истца.
Судебная коллегия, с учетом указанного заявления, полагает возможным отнести судебные расходы по оплате государственной пошлины на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.09.2014 по делу N А48-1480/2014 отменить.
Исковые требования открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) удовлетворить.
Признать право собственности открытого акционерного общества "Орелгортеплоэнерго" (ОГРН 1095752000981) на объект недвижимого имущества - на объект недвижимого имущества - сооружение, кадастровый номер - 57:25:0020417:96, номер кадастрового квартала - 57:25:0020417, местоположение: Орловская область, г. Орел, от котельной ул. МОПРа, д. 48а до ул. МОПРа, д. 48; от котельной ул. МОПРа, д. 48 а до ул. МОПРа, д. 50; протяженностью 52,10 м., назначение - сооружение трубопроводного транспорта, год ввод в эксплуатацию (завершения строительства) - 1984.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1480/2014
Истец: ОАО "Орелгортеплоэнерго"
Ответчик: Администрация города Орла