г. Ессентуки |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А63-7528/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Овцевод" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 по делу N А63-7528/2014 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Овцевод", с. Величаевское, ОГРН 1022603223642,
к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу - Слюсаревой С.В. (по доверенности);
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Овцевод" - Гринько Н.Н. (по доверенности),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 отказано в удовлетворении требования сельскохозяйственного производственного кооператива "Овцевод" (далее - заявитель, кооператив) к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-кавказскому Федеральному округу (далее - департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 03.07.2014 N 14-928/П/1-086/3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением штрафных санкций в размере 100 000 рублей. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, соблюдением департаментом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
В апелляционной жалобе кооператив просит отменить решение суда, ссылаясь на применение закона, неподлежащего применению и неправильное истолкование закона. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что кооператив не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В отзыве административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.
Вызванные судом должностные лица департамента, составившие акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания пояснили, что при составлении акта проверки председатель кооператива Мирошниченко А.Н. не присутствовал, в связи, с чем его действия были расценены как отказ в ознакомлении с актом проверки, уведомление о времени и месте составления протокола вручено секретарю кооператива.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 12.05.2014 N 928 департаментом проведена плановая выездная проверка соблюдения кооперативом требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды по адресу осуществления деятельности: Левокумский район, село Величаевское, ул. Пятигорская, 1. С указанным приказом кооператив ознакомлен 14.05.2014, что подтверждается отметкой и подписью председателя кооператива Мирошиниченко А.Н.
В ходе проверки административным органом составлен акт проверки от 11.06.2014 N 14-928/П/1 в котором зафиксированы нарушения требований Порядка осуществления производственного контроля, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), а именно:
- кооператив не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами: на момент проведения проверки отсутствует Порядок осуществления производственного контроля, определенный по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
- кооператив не осуществлял учет в области обращения с отходами за 2010-2012 гг. За период 2013 - 1 кв. 2014 г. учёт в области обращения с отходами ведется с нарушением требований Порядка.
В представленных данных учета отходов за период юридическое лицо в нарушении пункта 6 данные учета в области обращения с отходами оформляются только по приложению 3 к Порядку (форма не соответствует), приложения 1,2 и 4 - не заполняются.
В нарушении пункта 7 Порядка отсутствуют годовые формы обобщения данных учета отходов.
В нарушение требований пункта 8 Порядка отсутствует оттиск круглой печати юридического лица, отсутствует сквозная нумерация листов журнала в верхнем правом углу арабской цифрой учетные листы журнала не брошюруются каждый месяц с приложением к ним титульного листа. Все листы, включая титульный, не прошиты и на последнее странице не скреплены оттиском круглой печати и подписью руководителя юридического лица и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В нарушение пункта 12 Порядка при отсутствии данных учета в столбцах не проставляется ноль; не определены лица ответственные за допуск к работе с отходами 1- 4 класса опасности; так же у руководителя и специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки в отношении кооператива составлен протокол об административном правонарушении от 11.06.2014.
Постановлением департамента от 03.07.2014 кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса с назначением штрафа в сумме 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, кооператив обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 8.2. Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Исходя из статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу статьи 67 Закона N 89-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 26 N 89-ФЗ определено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).
В силу пункта 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Согласно пункту 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Пунктом 8 названного Порядка предусмотрено, что лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.
Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.
В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100 листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация листов сохраняется сквозной в течение месяца.
Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), в результате деятельности которого образуются отходы и/или который осуществляет деятельность в области обращения с отходами и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, - ноль.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются от ходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (пункт 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления).
Ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В нарушение названных норм кооператив не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; осуществляет учет в области обращения с отходами за 2010-2012 гг. За период 2013 - 1 кв. 2014 г. учёт в области обращения с отходами ведется с нарушением требований Порядка; не определены лица ответственные за допуск к работе с отходами 1- 4 класса опасности; так же у руководителя и специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что ими достоверно подтверждается наличие в действиях кооператива события и состав вменяемого ему административного правонарушения.
Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, кооператив ссылается на нарушение департаментом порядка привлечения его к административной ответственности, выразившегося в ненадлежащем уведомлении о времени и месте протокола об административном правонарушении.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись.
В силу пункта 4.1 статьи 28.2 Кодекса о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, должно быть надлежаще извещено.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 Кодекса).
При этом в силу части 5 статьи 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из протокола об административном правонарушении от 11.06.2014 усматривается, что он составлен в отсутствие законного представителя кооператива.
В подтверждение надлежащего уведомления кооператива о времени и месте совершения данного процессуального действия департаментом представлено извещение от 11.06.2014 N 52 из которого следует, что кооператив был приглашен на 11.06.2014 на 13 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении. Данное уведомление было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции кооператива за номером 96 (т. 1 л.д. 7).
Довод заявителя о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении у административного органа отсутствовали доказательства извещения директора кооператива, не принимается апелляционным судом.
При этом факт уведомления заявителя только 11.06.2014 не означает, что лицо привлекаемое к административной ответственности было лишено предоставленных ему законодательством гарантий и прав.
Получив уведомление департамента о явке для составления протокола, кооператив не реализовал свои права: не выразил волеизъявления присутствовать при составлении протокола, не направил ходатайства об отложении составления протокола в виду необходимости подготовки для участия в его составлении, не направил каких-либо возражений по факту выявленного правонарушения.
В связи с этим, неявка лица, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не является препятствием для его составления.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемого административного правоотношения административным органом соблюдены права кооператива, факты воспрепятствования в их реализации не установлены. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что событие административного правонарушения, а также факт его совершения заинтересованным лицом подтверждаются материалами дела, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 по делу N А63-7528/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Овцевод" из федерального бюджета 2000 рублей уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7528/2014
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Овцевод"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ