г. Москва |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А40-99634/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СОЦИУМ-КЛУБ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2014 по делу N А40-99634/14, принятое судьей Блинниковой И.А. (шифр судьи 120-678),
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы
к ООО "СОЦИУМ-КЛУБ"
об аннулировании лицензии
при участии:
от заявителя: |
Литвинова Ю.А. по доверенности от 14.11.2014; |
от ответчика: |
Кирилина Л.Н. по доверенности от 01.08.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 01.10.2014, принятым по данному делу, удовлетворены требования Департамента торговли и услуг города Москвы об аннулировании лицензии, выданной ООО "СОЦИУМ-КЛУБ", на розничную продажу алкогольной продукции (серия ДТУ регистрационный номер 002518 код ВВ5), сроком действия 10 октября 2012 года по 10 октября 2017 года.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" допущены существенные нарушения лицензионных требований, направленные на систематическое нарушение установленных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм, а действия Общества по фактическому сокрытию лицензионного вида деятельности ведут к нарушению не только законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, но и налогового законодательства, сокрытию реальных доходов и уклонению от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что все допущенные нарушения Обществом устранены, о чем лицензирующему органу сообщалось путем представления в адрес заявителя копий протоколов и квитанций, подтверждающих сдачу деклараций за необходимые периоды, в связи с чем, полагает, что Департамент должен был принять решение об отмене приостановления действия лицензии. Ссылаясь на факт подачи деклараций, указывает на отсутствие со стороны Общества намерения по сокрытию информации. Полагает об отсутствии в действиях Общества грубых нарушений в части декларирования оборота алкогольной продукции. Считает, что бесспорных доказательств обоснованности требования об аннулировании лицензии заявителем не представлено.
Представитель Департамента торговли и услуг города Москвы представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст.81 АПК РФ, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем
Как усматривается из материалов дела, ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (серия ДТУ регистрационный номер 002518 код ВВ5), сроком действия 10 октября 2012 года по 10 октября 2017 года, на объект лицензирования "кафе", расположенное по адресу: г.Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп.16.
Согласно Акту регистрации сведений о юридическом лице, нарушившем требования законодательства о предоставлении деклараций об объеме розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков от 18.12.2013 и Выписке из базы данных АИС "Мосдекларация", Департаментом установлено, что ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" декларации по форме 11 и 12 за 4 квартал 2012, за 1,2,3 кварталы 2013 представило с нарушением срока.
Департаментом 15.01.2014 принято решение N 23-01-19-89/РАС о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" по следующим основаниям: повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (том 1 л.д.22).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно ст.6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы" Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по государственному контролю за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Таким образом, в силу приведенных норм, Департамент торговли и услуг города Москвы на территории города Москвы является лицензирующим органом в области розничной продажи алкогольной продукции.
В настоящем случае, ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" является обладателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (серия ДТУ регистрационный номер 002518 код ВВ5), сроком действия 10 октября 2012 года по 10 октября 2017 года.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять декларации в соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815.
Согласно пункту 19 названных Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал- не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 15 Правил).
Следовательно, декларации по форме 11 и 12 должны были быть представлены Обществом: за 1 и 2 квартал 2012 года - до 20 сентября 2012 года; за 3 квартал 2012 года - до 10 октября 2012 года; за 4 квартал 2012 года - до 20 января 2013 года; за 1 квартал 2013 года - до 10 апреля 2013 года; за 2 квартал 2013 года - до 10 июля 2013 года; за 3 квартал 2013 года - до 10 октября 2013 года; за 4 квартал 2013 года - до 20 января 2014 года.
Согласно вышеупомянутому Акту регистрации сведений о юридическом лице, нарушившем требования законодательства о предоставлении деклараций об объеме розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков от 18.12.2013 и Выписке из базы данных АИС "Мосдекларация" ответчиком было установлено, что ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" представлены декларации с нарушением срока по форме 11 и 12 за 4 квартал 2012 года, за 1,2,3 кварталы 2013 года.
Таким образом, материалами дела подтверждается повторное в течение года несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган, при наличии у ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" такой обязанности.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что после предоставления Обществом в Департамент деклараций, последним устранены нарушения сроков их предоставления, в связи с чем, Департаментом должно было быть принято решение об отмене приостановления действия лицензии, апелляционным судом не принимаются как необоснованные.
В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
В силу п.3 ст.20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
При этом одним из оснований для аннулирования такой лицензии в судебном порядке в силу названной нормы Закона является повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
В настоящем случае, материалами дела подтверждено и судом достоверно установлено повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган, в связи с чем, представляется правомерным вывод суда о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления Департамента об аннулировании лицензии ответчика.
Доводы Общества об отсутствии с его стороны намерения по сокрытию информации не принимаются во внимание, как несостоятельные, поскольку систематическое непредставление деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган препятствует осуществлению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции, ее качеством, что нарушает права и законные интересы граждан. Лицензиат обязан самостоятельно осуществлять надлежащий контроль за предоставлением деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции и проявлять должную осмотрительность при предоставлении деклараций об объемах ее реализации.
Необоснованной является и ссылка заявителя жалобы на постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08, поскольку в данном случае общество было освобождено от ответственности ввиду того, что организация уже понесла наказание в виде привлечения к ответственности со взысканием штрафа, в то время как ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" к административной ответственности в рассматриваемом случае не привлекалось.
Суд правильно принял во внимание постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в котором разъяснено, что аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Таким образом, представление деклараций является прямой обязанностью юридического лица до момента окончания срока действия лицензии, в независимости осуществляет или нет лицензионную деятельность юридическое лицо, приостановлена ли лицензия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что непредставление деклараций в установленный срок привело к нарушению законодательства Российской Федерации, нанесению ущерба незаконными действиями общества, сокрытию факта реального оборота алкогольной продукции на указанном объекте лицензирования и тем самым нанесение ущерба государству данными не правомерными действиями, а также срыву декларационной компании по выявлению контрафактной алкогольной продукции.
Указанные нарушения в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм, а действия ООО "СОЦИУМ-КЛУБ" по фактическому сокрытию лицензионного вида деятельности ведут к нарушению не только законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, но и налогового законодательства, сокрытия реальных доходов и уклонению от уплаты налогов в бюджет РФ.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Суд правильно отметил, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 09 апреля 2001 года N 74-0, Определение от 24.04.2002 N 99-0), согласно которым правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие "малозначительность" к указанным правонарушениям не применимо.
Степень грубого нарушения законодательства Общества заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких данных, суд апелляционной инстанции считает, что такая мера как аннулирование лицензии соразмерна совершенным нарушениям и направлена на защиту общественных интересов.
При таких обстоятельствах. доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для аннулирования лицензии не принимаются апелляционным судом как необоснованные.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.10.2014 по делу N А40-99634/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99634/2014
Истец: Департамент торговли и услуг города Москвы
Ответчик: ООО "СОЦИУМ-КЛУБ"