г. Москва |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А41-30849/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Империя паллет" - Веретельниковой С.В. (представителя по доверенности от 12.11.2014 N 71), Лукьяненко Н.А. (представителя по доверенности от 11.08.2014),
от отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Мытищинское" - Волковой М.И. (представителя по доверенности от 13.01.2014 N 67/93), Саблина А.Л. (представителя по доверенности от 08.12.2014 N 67/12648),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 по делу N А41-41437/14, принятое судьей Гейц И.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Империя паллет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Мытищинское" (далее - Госавтоинспекция) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение отдела об отказе в совершении регистрационных действий от 16.04.2014 N 432;
- обязать отдел устранить препятствия к осуществлению права пользования законно принадлежащим транспортным средством и произвести регистрационное действие - изменение регистрационных данных транспортного средства ЛУИДОР-3009D3 ГАЗ 3302, государственный регистрационный знак У 669 УТ 190 и внести изменения в регистрационные документы транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы
Представители отдела в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором лизинга от 07.11.2012 N 617520-ФЛ/МКЛ-12, заключенным с закрытым акционерным обществом "Европлан", обществу передано во временное владение и пользование транспортное средство ЛУИДОР-3009В3, застрахованное в открытом страховом акционерном обществе "Ингосстрах".
В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 10.10.2013 (далее - ДТП), данное транспортное средство было повреждено.
Для восстановления автомобиля произведена замена кабины (договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от 15.04.2014 N 01) и рамы (договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от 16.04.2014 N 03).
В связи с необходимостью внесения изменений в учетные данные, произошедших по причине замены номерных агрегатов, общество 16.04.2014 обратилось в отдел с таким заявлением 46212-4583332.
Письмом от 16.04.2014 N 432 отдел отказал обществу в совершении регистрационных действий по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Не согласившись с отделом, общество оспорило его отказ в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции признал их не обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий послужило обнаружение признаков изменения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Отдел с учетом возложенных на нее Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, обязанностей осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, имеет право, в том числе, не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (подпункт "з" пункта 12 Положения), и на основании подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" входит в состав полиции.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция осуществляет обеспечение безопасности дорожного движения и наделена правом, в том числе, запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Государственная регистрация транспортных средств является обязательным условием допуска транспортных средств для участия в дорожном движении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, предусмотрено, что регистрационные действия с транспортными средствами не проводятся, если обнаружены признаки изменения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также в случае несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Согласно абзаца 4 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, Административный регламент), государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не предоставляется подразделениями Госавтоинспекции при обнаружении признаков изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также при несоответствии транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Отказывая в регистрации транспортных средств и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, отдел, реализуя полномочия, возложенные на него названным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ограничивает права собственника транспортного средства на основании Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции.
Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 24 административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку. Документов и правовых оснований, позволяющих обществу получить государственную услугу по регистрации, перерегистрации, внесении изменений в учетные данные транспортного средства с замененными номерными агрегатами несущими идентификационную маркировку транспортного средства, нанесенную заводом-изготовителем, у отдела не имелось.
В процессе проведения регистрационных действий в соответствии с административным регламентом, сотрудником производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности.
"Идентификационная маркировка" - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси) не менее чем в одном месте на раме или на не легкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.
"Идентификация маркировки" - установление тождественности заводской маркировки имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов.
"Изменение маркировки" - уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замены ее на другую.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов представленным документам или регистрационным данным.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, предусмотрено, что регистрационные действия с транспортными средствами не проводятся, если обнаружены признаки изменения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также в случае несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в результате ДТП и утраты идентификационной маркировки рамы и кабины транспортного средства ЛУИДОР-3009В3, потребовалась замена рамы и кабины, повлекшая за собой замену маркировки кабины. Поскольку транспортное средство, принадлежащее обществу, и представленное для проведения регистрационных действий, имеет изменение идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, а именно: сведения, указанные в представленных документах, не соответствуют регистрационным данным, то проведение регистрационных действий и предоставление государственной услуги не представлялось возможным.
Транспортное средство, как правило, имеет несущий кузов или рамную конструкцию; при этом кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесен идентификационный номер изделия (VIN).
В результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме.
"Базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Кроме того, замена основных элементов базового транспортного средства, подразумевает фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что в последствие приведет к невозможности его идентификации.
На транспортном средстве марки ЛУИДОР-3009D3, государственный регистрационный знак У669УТ 190 была произведена замена рамы и кабины на которых заводом-изготовителем ранее были нанесены идентификационные номера, следовательно, данные идентификационные номера были уничтожены. Таким образом, указанное транспортное средство утратило основные элементы базового транспортного средства.
Довод общества о том, что по смыслу указанной нормы применимо лишь к случаям выявления скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, направленных на затруднение идентификации похищенных транспортных средств, отклоняется апелляционным судом, поскольку пункт 24 административного регламента указывает на запрет предоставления государственной услуги, независимо от того, при каких обстоятельствах были скрыты, подделаны, изменены или уничтожены идентификационные номера транспортного средства.
Как верно установлено судом первой инстанции, в результате повреждения рамы и кабины автомобиля, фактически была утрачена идентификационная маркировка транспортного средства. В результате замены старого кузова на новый кузов установить первоначальную маркировку не представляется возможным.
Кроме того, пунктом 24 административного регламента предусмотрено, что государственная услуга не предоставляется, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией-изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.
Представленная обществом распечатка с сайта "Госавтоинспекции МВД России: проверка транспортного средства" не может расцениваться как доказательство доводов заявителя, поскольку данный сервис предоставляет информацию о транспортных средствах, находящихся в розыске, а также в отношении которых не могут производиться регистрационные действия в связи с введением судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, запретов или ограничений по изменению права собственности.
Довод общества о нарушении оспариваемым отказом отдела прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, а также об ограничении его права на использование транспортного средства, отклоняется апелляционным судом, данный отказ основан на законе.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому статья Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" связывает допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещающих регистрацию транспортного средства без документа удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Сам факт приобретения лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении. Допуск транспортного средства к участию в дорожном движении производится путем его регистрации.
Государственная регистрация транспортных средств, предусмотренная статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в качестве обязательного условия для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, обусловлена целями защиты здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а регистрационные действия, осуществляемые подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантированных им имущественных интересов.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2014 по делу N А41-30849/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30849/2014
Истец: ООО "Империя паллет"
Ответчик: Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Мытищинское"
Третье лицо: Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Мытищинское"