г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А56-21320/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Матвеева Ю.А. по доверенности от 31.12.2013 г.,
от заинтересованных лиц: 1. Архинчеева А.А. по доверенности от 07.08.2014 г.,
2.Савеловой Д.О. по доверенности от 27.12.2013 г.,
3. не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23024/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2014 по делу N А56-21320/2014 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга
к 1) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, 2) Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, 3) ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права государственной собственности
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление Росимущества) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) в котором просит:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об отказе в государственной регистрации права на земельные участки, расположенные по адресу:
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 2), кадастровый номер 78:5353В:1029;
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 3), кадастровый номер 78:5353В:1030;
зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу:
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 2), кадастровый номер 78:5353В:1029;
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 3), кадастровый номер 78:5353В:1030.
Определением от 27.05.2014 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом (далее КУГИ), ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" (далее Университет).
Решением от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования.
Университет, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
26.10.2013 Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельные участки по адресам:
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 2), кадастровый номер 78:5353В:1029,
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 3), кадастровый номер 78:5353В:1030.
На основании статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) Управлением Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки отказано.
Регистрирующий орган указал, что заявителем не был представлен документ, являющийся основанием для государственной регистрации возникновения права собственности Российской Федерации.
Не согласившись с полученным отказом, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанций, исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления, поскольку оспариваемый отказ Управления Росреестра соответствует закону.
Однако суд не учел следующее.
В обоснование заявления Управление Росимущества сослалось на то, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки возникло на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в связи с их передачей Комитетом по управлению городским имуществом ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет", являющемуся федеральным учреждением, по договорам безвозмездного срочного пользования от 03.06.2013 N 02/ЗКБ-08123 и от 01.08.2013 N 02/ЗКБ-08133.
Согласно части 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как следует из материалов дела на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ спорные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку КУГИ, реализовав свое полномочие, определенное пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставил спорные земельные участки Университету, то в силу пункта 1 статьи 3.1 указанного Закона эти земельные участки относятся к федеральной собственности.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержит положений, позволяющих заключить, что правила пункта 1 статьи 3.1 применяются только в случаях, когда предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, имело место до вступления в силу данной нормы Закона.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Пунктом 2 названного Перечня предусмотрено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Заявителем в качестве основания государственной регистрации прав указан Закон N 137-ФЗ. Обосновывая предоставление спорных земельных участков федеральному учреждению (ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"), заявитель сослался на договоры безвозмездного срочного пользования от 03.06.2013 N 02/ЗКБ-08123 и от 01.08.2013 N 02/ЗКБ-08133.
Сторонами не оспаривается, что спор о праве отсутствует.
При таких обстоятельствах в случае наличия договоров безвозмездного срочного пользования, по которым Университету были переданы спорные земельные участки, акта государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка не требуется.
Поскольку отказ Управления не соответствует абз. 4 п.1 ст. 20 Закона о государственной регистрации заявленные требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2014 по делу N А56-21320/2014 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об отказе в государственной регистрации права на земельные участки, расположенные по адресу:
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 2), кадастровый номер 78:5353В:1029;
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 3), кадастровый номер 78:5353В:1030.
Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу:
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 2), кадастровый номер 78:5353В:1029;
- Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 22, (участок 3), кадастровый номер 78:5353В:1030.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21320/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"