г. Томск |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А03-13393/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Федорова А.С. по доверенности от 13.01.2014 (по 31.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 10 октября 2014 г. по делу N А03-13393/2014 (судья Н.М. Дружинина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деталь" (ОГРН 1112223005950, ИНН 222796250, 656064, г. Барнаул, ул. Целинная, 2)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (ОГРН 1102225000019, ИНН 2225777777, 656068, г. Барнаул, пр-кт. Социалистический, 47)
о признании недействительным решения от 15.07.2014, обязании устранить допущенные нарушения и о взыскании 40 000 рублей судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Деталь" (далее - ООО "Деталь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 15.07.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов в связи с его ликвидацией (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 10.10.2014 Арбитражный суд Алтайского края требования общества удовлетворил, признал незаконным решение Инспекции от 15.07.2014, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы, указывает, что в ликвидационном балансе заявителем не отражены сведения о задолженности по налогам и сборам, установленных налоговым органом. Составление ликвидационного баланса при наличии не погашенной задолженности свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы подробно изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель налогового органа в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя общества.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.01.2014 единственный участник ООО "Деталь" принял решение N 4 о ликвидации общества, назначении ликвидатора, утверждении порядка и сроков ликвидации.
23.04.2014 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 16 (476) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Деталь".
Решениями от 30.06.2014 ликвидатором общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества и от 08.07.2014 утвержден ликвидационный баланс общества.
В связи с завершением ликвидационной процедуры ликвидатор общества обратился в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр сведений о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица по решению учредителя.
15.07.2014 по результатам рассмотрения представленных обществом документов Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
В обоснование для отказа в государственной регистрации указано на отсутствие ликвидационного баланса, который бы достоверно отражал сведения о сумме задолженности, поскольку обществом не оплачены штрафы за нарушение налогового законодательства о налогах и сборах в размере 800 рублей по КПП 222101001, в размере 1600 рублей по КПП 220845001.
Полагая, решения регистрирующего органа от 15.07.2014 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Деталь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о представлении заявителем при подаче заявления о государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с его ликвидацией всех необходимых документов, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, сделанными при неправильном применении норм материального права.
Согласно положениям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, действующим законодательством (статьи 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации) во взаимосвязи с положениями главы 7 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ вышеуказанные документы, предусмотренные статьей 21, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Из анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Такие основания закреплены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, в том числе непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица. При этом пункт 4 статьи 9 названного Закона прямо запрещает регистрирующему органу требовать от заявителей представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
В качестве доказательства наличия у общества задолженности по платежам в бюджет налоговым органом представлены постановления от 16.07.2012 N 695 и от 18.07.2013 N 1929 (Б), принятые по результатам камеральной налоговой проверки.
По результатам налоговой проверки установлена задолженность в сумме 800 рублей и 1600 рублей соответственно.
В адрес общества направлены требования от 24.12.2012 N 6935 об уплате налога, сбора, пени, штрафа на сумму 800 рублей и от 25.05.2012 N 1123 об уплате налога, сбора, пени, штрафа на сумму 1600 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд исходит из того, что обществу не могло быть неизвестно о наличии указанной задолженности и проводившейся в отношении него камеральной проверки, результатом которой послужило принятие налоговым органом постановлений и требований, которые не оспорены налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах, ООО "Деталь" на момент формирования и утверждения ликвидационного баланса (08.07.2014) было известно о доначисленных налогах, пени и штрафах, подлежащих уплате в бюджет.
В силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, представленный в инспекцию ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности ООО "Деталь" по налогам перед бюджетом.
При таких обстоятельствах ликвидация юридического лица не могла быть завершена. Составление ликвидационного баланса при наличии не погашенной задолженности свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс не является достоверным, поэтому регистрирующий орган правомерно отказал в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Кроме того, единственным участником ООО "Деталь" Зенкиным А.Ю. принято решение от 09.10.2014 N 7 об отмене ранее принятого решения от 30.01.2014 N 3 о ликвидации общества (лист дела 109).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа регистрирующего органа в регистрации ликвидации по основаниям отсутствия ликвидационного баланса в силу того, что в нем не указана задолженность по обязательным платежам, является ошибочным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности ООО "Деталь" факта оплаты налога, пени и штрафа в соответствии с постановлениями от 16.07.2012 N 695 и от 18.07.2013 N 1929 (Б).
Как полагает суд апелляционной инстанции, регистрирующий орган, установив факт представления ООО "Деталь" недостоверных сведений при обращении с заявлением, правомерно принял решения от 15.07.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Деталь" требований.
Исполнение решения Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2014 года по настоящему делу N А03-13393/2014, приостановленное определением суда апелляционной инстанции от 25.11.2014, подлежит возобновлению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Возобновить исполнение решения Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2014 года по делу N А03-13393/2014, приостановленное определением суда апелляционной инстанции от 25.11.2014 по настоящему делу.
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 октября 2014 года по делу N А03-13393/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Деталь" требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю от 15.07.2014 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13393/2014
Истец: ООО "Деталь"
Ответчик: МИФНС России N 15 по Алтайскому краю