город Москва |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А40-35585/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Тихонова А.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2014, по делу N А40-35585/14 (41-299), принятое судьей Березовой О.А.,
по иску ООО "ГАНЕША" (ОГРН 1127746376911) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) 3-е лицо ООО "Сальдо-М", о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка и обязании заключить договор аренды,
при участии в судебном заседании:
от истца и третьего лица: Азизбекян И.А. по доверенностям от 20.02.2014 и 01.09.2014 соотв.;
от ответчика: Золотов Л.А. по доверенности от 27.12.2013;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГАНЕША" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы от 11.12.2013 N 33-5-11417/13-(0)-1 об отказе в оформлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004019:271 и обязать Департамент в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в аренду, подготовить и направить заявителю проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о заключении договора (с учетом принятого судом первой инстанции изменения предмета иска).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.10.2014, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что истец не является лицом, который попадает в круг лиц, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку объект, расположенный на участке не является объектом капитального строительства; доказательств того, что расположенный на земельном участке объект, принадлежащий заявителю, является объектом недвижимости, возведенным в установленном порядке, истцом не представлено.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца, третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "ГАНЕША" является собственником нежилого здания площадью 641, 9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Новочеркасский б-р, д. 41, стр. 8. Данное обстоятельство следует из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права от 18.06.2012 N 77-АО 066198.
Здание приобретено заявителем у ООО "Сальдо-М" по договору купли-продажи недвижимости от 21.05.2012, зарегистрированному Управлением Росреестра по Москве.
Заявитель 23.04.2013 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, однако в письме от 11.12.2013 N 33-5-11417/13-(0)-1 Департамент отказал заявителю в оказании государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", сославшись на истечение срока приостановления предоставления указанной государственной услуги. Предоставление государственной услуги приостанавливалось Департаментом письмом от 02.07.2013 N 33-5-11417/13-(2)-0. Из последнего следует, что приостановление предоставления государственной услуги на 60 календарных дней обусловлено выявлением на испрашиваемом земельном участке объекта с признаками самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на этот земельный участок в соответствии с Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, это право реализуется юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных Кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в ст. 36, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой Перечень утвержден приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, он предусматривает представление заявителем: 1) копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписки из государственных реестров о юридическим лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; 3) копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; 7) копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в п. 1-6; 8) сообщения заявителя (заявителей), содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на требование от заявителя предоставления дополнительных документов, помимо предусмотренных указанным Перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено, что собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной собственности, является ООО "ГАНЕША".
Данный факт подтверждается договором купли-продажи недвижимости, зарегистрированный Управлением Росреестра по Москве, и выданное последним свидетельство о государственной регистрации права на это нежилое здание.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлялся ООО "Сальдо-М" в аренду на основании распоряжения префекта Юго-Восточного округа от 28.09.1998 N 1883 о предоставлении ООО "Сальдо-М" земельного участка на условиях краткосрочной аренды сроком на 4 года под размещение торгового павильона из легких металлических конструкций и без права капитального строительства.
На основании указанного распоряжения ООО "Сальдо-М" в качестве арендатора и Москомземом в качестве арендодателя заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 15.10.1998 N М-04-502976, по которому арендатору на 4 года предоставляется в аренду земельный участок для размещения торгового комплекса из легких металлических конструкций.
На основании распоряжения префекта Юго-Восточного административного округа от 18.02.2004 N 306 ООО "Сальдо-М" и Москомземом заключался договор от 27.02.2004 N М-04-506649, по которому арендатору передавался в аренду земельный участок на срок до 27.12.2007 для эксплуатации торгового комплекса из легких металлических конструкций (от договора Департамент отказался в соответствии со ст. 610 и 621 ГК Российской Федерации в уведомлении от 19.01.2012 N 33-ИТ4-79/12-(0)-0).
Согласно представленному в дело акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 16.07.2001, утв. распоряжением заместителя префекта Юго-Восточного административного округа от 28.12.2001 N 3677, следует, что в 2001 году в эксплуатацию принимался некапитальный объект, в п. 12 акта указано, что данная форма акта предназначена для оформления приемки в эксплуатацию некапитального объекта в г. Москве на основании распоряжения мэра Москвы от 30.03.98 N 299-РМ на условиях краткосрочной аренды земельного участка.
В материалах дела имеется выписка из технического паспорта БТИ по форме 1б от 23.08.2001 N 2119/56 на торговый комплекс площадью 641, 9 кв.м.
Форму 1б утвердило Правительство Москвы постановлением от 01.12.1998 N 915 "О выполнении Программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 10 которого (в редакции, действовавшей по состоянию на дату приобретения объекта заявителем и государственной регистрации за ним права собственности) устанавливал, что государственная регистрация прав на здания, сооружения, нежилые помещения производится Московским комитетом по регистрации прав в соответствии с описанием объекта, представляемым БТИ в виде выписки из паспорта БТИ по форме 1а с экспликацией и поэтажным планом, а государственная регистрация прав на некапитальные (временные) сооружения производится Московским комитетом по регистрации прав в соответствии с описанием сооружения, представляемым БТИ в виде выписки из паспорта БТИ по форме 1б.
Из кадастрового паспорта от 11.03.2014 N 77/501/14-188169 следует, что объект, расположенный на спорном земельном участке, учтен органом кадастрового учета в качестве здания (объекта недвижимого имущества) площадью 641,9 кв.м.
Судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование истца о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды, поскольку право собственности на нежилое здание зарегистрировано за заявителем и в установленном законом порядке не оспорено, при этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
С иском об освобождении земельного участка на основании статей 272 и 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и о признании здания самовольной постройкой на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ни ответчик, ни иной орган исполнительной власти города Москвы не обращались.
Также не сторонами не заявлялось о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения, является ли здание объектом капитального строительства или некапитальным объектом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не является лицом, который попадает в круг лиц, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку объект, расположенный на участке не является объектом капитального строительства и доказательств того, что расположенный на земельном участке объект, принадлежащий заявителю, является объектом недвижимости, возведенным в установленном порядке, судом апелляционной инстанции отклонятся как необоснованный и противоречащий материалам дела.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2014 по делу N А40-35585/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В.Савенков |
Судьи |
А.П.Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35585/2014
Истец: ООО "ГАНЕША"
Ответчик: ДГИМ, Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: ООО Сальдо-М