г. Тула |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А09-6375/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Центр-Капитал" (г. Брянск, ОГРН1073250002100, ИНН 3250073342) - адвоката Каверина И.А. (по доверенности от 10.06.2014), от третьего лица - правительства Брянской области - Никитиной О.Н. (доверенность от 10.09.2014), в отсутствие представителей ответчиков: управления Росреестра по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), третьих лиц: управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309), администрации города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Центр-Капитал" к управлению Росреестра по Брянской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Брянской области об изменении кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр-Капитал" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к управлению Росреестра по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области (далее - управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, равной рыночной стоимости в размере 740 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, равной рыночной стоимости в размере 13 256 000 рублей; а также об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, на его рыночную стоимость 740 800 рублей, земельного участка 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, на его рыночную стоимость 13 256 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление имущественных отношений Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2013 исковые требования удовлетворены частично: установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 2 094 кв. м с кадастровым номером 32:28:0041502:62, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, с разрешением использованием под завод железобетонных изделий, из категории земли населенных пунктов, в размере 740 800 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 353,77268385 рублей за 1 кв. м. Установлена кадастровая стоимость земельного площадью 37 469 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0041502:63, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, с разрешением использованием под завод железобетонных изделий, из категории земли населенных пунктов, в размере 13 256 000 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 353,78579625 руб. за 1 кв. м. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе правительство Брянской области, не являясь лицом, участвующим в деле, просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Поскольку правительство Брянской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающим непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Брянской области, в том числе спорных земельных участков, вопреки требованиям части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было привлечено судом к участию в деле, определением от 28.05.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Правительство Брянской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу назначена судебная экспертиза, в связи с чем производство по делу приостанавливалось.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 производство по рассмотрению апелляционной жалобы возобновлено, предварительное судебное заседание назначено на 31.07.2014.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу назначена повторная судебная экспертиза, в связи с чем производство по делу приостанавливалось.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 производство по рассмотрению апелляционной жалобы возобновлено, предварительное судебное заседание назначено на 20.11.2014.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация города Брянска.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 17.12.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и ООО "Центр-капитал" (арендатор) заключены следующие долгосрочные договоры аренды:
- от 17.01.2013 N 46959, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на праве аренды сроком на 31 год 10 месяцев и 15 дней земельный участок площадью 2094 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0041502:62, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский район проезд Московский, с разрешенным использованием под завод железобетонных изделий, из категории земли населенных пунктов;
- от 17.01.2013 N 46958, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на праве аренды сроком на 31 год 10 месяцев и 15 дней земельный участок площадью 37 469 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0041502:63, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, с разрешенным использованием под завод железобетонных изделий, из категории населенных пунктов.
В кадастровых паспортах земельных участков определяются следующие величины кадастровой стоимости:
- земельный участок площадью 2094 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0041502:62 - 1 262 682 рублей,
- земельный участок площадью 37 469 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0041502:63 - 22 593 807 рублей.
Вместе с тем согласно отчету от 02.07.2013 N 32-13/07-98, выполненному ООО "Сенрайс", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м составила 740 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м составила 13 256 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела был представлен отчет от 02.07.2013 N 32-13/07-98, выполненный ООО "Сенрайс", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м, составила 740 800 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м, - 13 256 000 рублей.
Поскольку статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика судом по ходатайству истца назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Деловое партнерство" (241050, г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 30) Бурыкину Вячеславу Витальевичу.
Согласно заключению эксперта от 20.06.2014 N 13314 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м составила 1 210 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м составила 13 600 000 рублей.
В судебном заседании 31.07.2014 представитель общества выразил сомнения в обоснованности заключения эксперта по оценке стоимости земельных участков от 20.06.2014 N 13314, поскольку в качестве аналогов-объектом им использованы объекты с иным, нежели спорные объекты, назначением, а именно: земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства без применения каких-либо корректирующих коэффициентов.
В связи с этим определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Фаворит" (241050, г. Брянск, пр-д Трубчевский, д. 10, офис N 1) Федотову Артему Сергеевичу.
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Фаворит" от 08.10.2014 N 189/1-09/14Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м составила 672 404 рубля 34 копейки, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м - 12 031 670 рублей 59 копеек.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, действительно, значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств оспаривания указанного экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доводов о несогласии с экспертным заключением не заявлено.
Оценив представленное экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от 08.10.2014 N 189/1-09/14Э.
С учетом изложенного исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 672 404 рублей 34 копеек, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м - равной его рыночной стоимости в размере 12 031 670 рублей 59 копеек подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку результаты первоначальной судебной экспертизы, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Деловое партнерство" Бурыкиным Вячеславом Витальевичем, не были приняты судом в связи с допущенными экспертом нарушениями, расходы за ее проведение в сумме 25 тыс. рублей подлежат отнесению на правительство Брянской области.
Поскольку обществом в суде первой инстанции заявлено ходатайство об отнесении судебных расходов на него в полном объеме (т. 2, л. 50), расходы за проведение повторной экспертизы, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Фаворит" Федотовым Артемом Сергеевичем, в сумме 19 тыс. рублей и по уплате госпошлины отнести на истца.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2013 по делу N А09-6375/2013 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:62, площадью 2094 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, в размере его рыночной стоимости 672 404 рубля 34 копейки, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041502:63, площадью 37 469 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, в размере его рыночной стоимости 12 031 670 рублей 59 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6375/2013
Истец: .Общество с ограниченной ответственностью "Центр-Капитал"
Ответчик: .Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, .ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная Кадастровая Палата Росреестра" по Брянской области, .ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: .Управление имущественных отношений Брянской области, ,,,,,,ООО "Бизнес Фаворит" Федотову Артему Сергеевичу (эксперт), ,,,,,ООО "Деловое партнерство", .Правительство Брянской области, Администрация города Брянска, ООО "Бизнес Фаворит", ООО "Бизнес Фаворит" Федотову Артему Сергеевичу, ООО "Бизнес Фаворит" Федотову Артему Сергеевичу (эксперт), ООО "Деловое партнерство"