г. Саратов |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А06-7379/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" Григорьевой Н.В., действующей по доверенности от 09.01.2014 N 490,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Росстандарта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, д. 58, ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2014 года по делу N А06-7379/2014 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, д. 58, ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295)
к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "МРСК Юга" в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК-Юга" - "Астраханьэнерго" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 32, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта, управление, административный орган) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЮМТУ Росстандарта не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.
Административный орган, открытое акционерное общество "МРСК Юга" в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК-Юга" - "Астраханьэнерго" явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 76 98263 4, N410031 76 98266 5, N410031 76 98267 2, N410031 76 98262 7. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 15 ноября 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в связи с обращениями граждан, проживающих по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка, ул. Бугровая, д. 16, 34, ул. Проездная, д. 84, 90, 94, 99, ул. Баженова, д. 51, 60, 65 в период с 15 июля 2014 года по 11 августа 2014 года Астраханским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта на основании приказа от 26 июня 2014 года N 01-30/966 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования.
В ходе проверки административным органом выявлено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного однофазного тока частотой 50 Гц, реализуемая ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по договорам энергоснабжения гражданам, проживающим на ул. Баженова, ул. Бугровая, ул. Проездная с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области, и поставляемая филиалом ОАО "МРСК Юга"-"Астраханьэнерго" по договору оказания услуг от 28 июня 2013 года N 30000130000394 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" для реализации гражданам, в точках присоединения электропринимающего устройства потребителя (объекта энергетики) - на контактных зажимах автоматических устройств отключения напряжения после опломбированных электрических счётчиков потребителей не соответствует обязательным требованиям стандартов.
Испытания показателей качества электрической энергии в контрольных точках дали следующие результаты:
на границе балансовой принадлежности на опоре N 2-2 гр. 1, ВЛ-0,4 кВ от КТП 506, центр питания ПС Октябрьская, фидер-5, питающей потребителя, проживающего по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка, ул. Проездная, д. 84:
16 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 195,8В (-11%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 40 минут;
17 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 185,7В (-15,6%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 1 час 10 минут;
18 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 197,8В (-10,1%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 10 минут;
22 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 243,5В (+10,7%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 20 минут;
на контактных клеммах опломбированного электрического счётчика N 0782080902791456 потребителя, проживающего по адресу: Астраханская область Наримановский район, с. Старокучергановка, ул. Проездная, д. 84:
16 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 196,0В (-10,9%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 40 минут;
17 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 185,5В (-15,7%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 1 час 10 минут;
18 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 197,6В (-10,2%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 9 минут;
22 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 243,3В (+10,6%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 18 минут;
на границе балансовой принадлежности (на опоре N 3-1 гр. 1, ВЛ - 0,4 кВ. от КТП 506, центр питания ПС Октябрьская, фидер-5, питающей потребителя, проживающего по адресу: Астраханская область. Наримановский район, с. Старокучергановка, ул. Бугровая, д. 16):
16 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 191,4В (-13,0%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 21 минута; по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 248,4В (+12,9%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 1 час 59 минут;
17 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 169,4В (-23,0%), при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 2 часа 7 минут; по медленным изменениям напряжения, полученное значение составило 246,0В (+11,8%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 24 минуты;
18 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 196,5В (-10,7%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 5 минут;
19 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 191,2В (-13,1%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 11 минут; по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 243,3В (+10,6%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 1 час 26 минут;
20 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 188,1В (-14,5%) при допустимом значении не менее 198В (-10%); время выхода за допустимые значения составило 7 минут; по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 253,2В (+15,1%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 3 часа 10 минут;
21 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 251,7В (+14,4%) при допустимом значении не более 242В (+10%); время выхода за допустимые значения составило 4 часа 37 минут;
22 июля 2014 года по медленным изменениям напряжения полученное значение составило 260,5В (+18,4%) при допустимом значении не более 242В (+10%).
Установленные обстоятельства, по мнению Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта, свидетельствуют о нарушении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" положений Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введённого в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 года N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013).
01 августа 2014 года административным органом составлен протокол об административном правонарушении (т.1 л.д.71-75). О дате, времени и месте составления протокола ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" извещено надлежащим образом (т.1 л.д.68-70).
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены административным органом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления административного органа, пришёл к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в указанной статье и статье 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), территориальной сетевой организацией признаётся коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В пункте 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения), установлено, что договоры с потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В пункте 30 Основных положений предусмотрено, что если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надёжность снабжения его электрической энергией и её качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии с приказом министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13 октября 2006 года N 51-О ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключены договоры энергоснабжения с потребителями, проживающими по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка ул. Бугровая, д. 16, ул. Проездная, д. 84.
В подпункте "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила), при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Для исполнения своих обязательств и в интересах потребителя ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28 июня 2013 года N 30000130000394 с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих в с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком Астраханской области, предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: приобрело электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора от 28 июня 2013 года N 30000130000394 оказания услуг по передаче электрической энергии обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ-32144-2013.
Из перечисленных причин отклонения напряжения следует, что необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о недоказанности административным органом вины ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" во вменённом правонарушении. Административным органом не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика.
Кроме того, в ходе проверки показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Юга" от ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательств того, что на входе в электрические сети ОАО "МРСК Юга" электрическая энергия была ненадлежащего качества, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закреплённого в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что при отсутствии в материалах дела надлежащих допустимых и достоверных доказательств наличия вины в действиях ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", доказательств того, что его действия повлекли нарушение качества электроэнергии, поставляемой потребителям, оснований для привлечения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов судов об отсутствии оснований для привлечения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.10.2014 по делу N А06-7379/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7379/2014
Истец: Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора, ЮМТУ Росстандарта, ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта
Ответчик: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ОАО "МРСК Юга", ОАО "МРСК Юга" "Астраханьэнерго", ОАО "МРСК Юга" филиал ОАО "МРСКА Юга" - "Астраханьэнерго"