г. Чита |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А78-6365/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Д. В. Басаева, Е. О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чита Транзит" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 октября 2014 года по делу N А78-6365/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чита Транзит" (ОГРН 1077524001620, ИНН 7524014028; адрес: 672014, город Чита, улица Недорезова, 1, Е) к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027501158871, ИНН 7536012385; адрес: 672007, город Чита, улица Богомягкова, 23); Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, ИНН 7536057354; адрес: 672000, город Чита, улица Анохина, 63) о признании незаконными действий,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Восточная геологоразведочная экспедиция" (ОГРН 1037507000508, ИНН 7512003864; адрес: 673750, Забайкальский край, Могочинский р-н, Ксеньевка пгт, Восточная ул, 5), общества с ограниченной ответственностью "МАГНАТЭК" (ОГРН 1087746755073, ИНН 7701788872; адрес: 105120, улица Сыромятническая ниж., 10, 9, 324)
(суд первой инстанции судья Клишина Ю.Ю.),
при участии в судебном заседании
от заявителя ООО "Чита Транзит": Правилов Н.Н.- представитель по доверенности от 20 октября 2014 года;
от заинтересованного лица Фонд социального страхования: не явился;
от заинтересованного лица УФНС по Забайкальскому краю: не явился;
от третьего лица ООО "Восточная геологоразведочная экспедиция": не явился;
от третьего лица ООО "МАГНАТЭК": не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чита Транзит" (далее заявитель, ООО "Чита Транзит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд социального страхования) о признании незаконными действия по составлению расчета капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) на сумму 6 388 221,60 руб., к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее УФНС по Забайкальскому краю, налоговый орган) о признании незаконными действия по предъявлению такого расчета в дело N А78-1174/2014 для включения задолженности по капитализированным платежам на сумму 6 388 221,60 рублей в реестр требований кредиторов.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Чита Транзит" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права. Заявитель обратил внимание суда, что в данном случае расчет капитализированных платежей проведен неуполномоченным лицом, данными действиями нарушены права кредиторов на получение сумм по капитализированным платежам. Налоговый орган по мнению ООО "Чита Транзит" создал препятствия, связанные с необходимостью устранения незаконных действий со стороны страховщика, что привело к невозможности погашения задолженности по капитализированным платежам из за отсутствия оснований для погашения такой задолженности.
Представитель ООО "Чита Транзит" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Фонд социального страхования в отзыве на апелляционную указал на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения.
ООО "Восточная геологоразведочная экспедиция" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию ООО "Чита Транзит".
УФНС по Забайкальскому краю и третье лицо ООО "МАГНАТЭК" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако заинтересованные лица и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Чита Транзит", проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.03.2014 по делу А78-1174/2014 ООО "Чита Транзит" признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим ООО "Чита Транзит" утвержден Сахненко С.А.
28.03.2014 Федеральная налоговая служба в лице Управления ФНС России по Забайкальскому краю обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "Чита Транзит" требования в размере 6388221 рубль 60 копеек - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 03.04.2014 по делу А78-1174/2014 заявление принято к рассмотрению.
Основанием обращения Управления ФНС России по Забайкальскому краю в Арбитражный суд Забайкальского в рамках дела о банкротстве должника о включении в реестр кредиторов сумму 6 388 221 рубль 60 копеек явился составленный 21.03.2014 Фондом социального страхования расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) ООО "Чита Транзит".
Заявитель считая, что действиями Фонда социального страхования по составлению расчета капитализируемых платежей от 21.03.2014, а также действиями УФНС по Забайкальскому краю по обращению в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов суммы требования в размере 6388221 рублей 60 копеек - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), нарушаются права и законные интересы ООО "Чита Транзит" в сфере экономических отношений, обратился в суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий Фонда социального страхования по составлению расчета капитализируемых платежей и действий УФНС по Забайкальскому краю по предъявлению такого расчета в дело N А78-1174/2014 для включения задолженности по капитализированным платежам в реестр требований кредиторов закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон об обязательном страховании) настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В силу статьи 18 Закона об обязательном страховании страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации) обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию; аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании предусматривается, что в случае ликвидации (банкротства) страхователя - юридического лица оно обязано внести в Фонд социального страхования капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения Фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их жизни и здоровью.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" разъяснено, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом о социальном страховании (пункт 2).
Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы (пункт 3).
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется - обеспечение по страхованию) застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
Уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения (пункт 2 Порядка).
Страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию (пункт 3 Порядка).
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4 Порядка).
Рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю (пункт 5 Порядка).
Разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон. При недостижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 7 Порядка).
Внесенные капитализированные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 8 Порядка).
Нарушение порядка внесения страхователями капитализированных платежей страховщику влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 Порядка).
Из анализа приведенных норм Порядка следует, что установленная в нем процедура подразумевает участие ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) в процедуре расчета капитализированных платежей. Следовательно, действия Фонда социального страхования по самостоятельному составлению расчета без участия конкурсного управляющего не соответствуют приведенному Порядку.
Однако как указывалось выше, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно: несоответствие оспариваемого действия Фонда социального страхования по составлению расчета капитализируемых платежей закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения прав ООО "Чита Транзит" действиями Фонда социального страхования по составлению расчета капитализированных платежей. Порядок расчета и итоговая сумма капитализированных платежей ООО "Чита Транзит" не оспаривается. Отсутствие нарушения прав ООО "Чита Транзит" подтвердил и представитель ООО "Чита Транзит" в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении действиями Фонда социального страхования интересов кредиторов по капитализированным платежам судом апелляционной инстанции не принимается.
Из буквального толкования нормы, закрепленной в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следует, что для признания оспариваемых действий незаконными необходимо нарушение прав именно заявителя, а не иных лиц.
Таким образом, при отсутствии факта нарушения прав заявителя оспариваемыми действиями Фонда социального страхования отсутствуют основания для признания недействительными действий Фонда социального страхования по составлению расчета капитализируемых платежей.
Оценивая правомерность действий налогового органа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Обоснованность требований налогового органа о включении задолженности по капитализированным платежам на сумму 6 388 221,60 рублей в реестр требований кредиторов не входит в предмет исследования по настоящему делу и подлежит оценке в рамках рассмотрения дела о банкротстве.
Между тем, само по себе обращение в суд не может рассматриваться как действие, нарушающее права иных лиц.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания действий УФНС по Забайкальскому краю недействительными.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является верным.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 октября 2014 года по делу N А78-6365/2014, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 октября 2014 года по делу N А78-6365/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Д. В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6365/2014
Истец: ООО "Чита Транзит"
Ответчик: ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: ООО "Восточная геологоразведочная экспедиция", ООО "МАГНАТЭК", ООО "Чита Транзит"