г. Ессентуки |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А63-4794/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказских железных дорог на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 по делу N А63-4794/2011 (судья Смоляков А.Ю.)
по заявлению ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказских железных дорог (г. Минеральные Воды, ул. 22 Партсъезда 2)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. Ленина 480),
третьи лица:
территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. Артема 20),
ОАО "Ставрополь ТИЗИС" (г. Ставрополь, ул. Маяковского 1),
Управление Росреестра по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. Комсомольская 58)
о признании незаконным решения от 10.03.2011 N 26/301/11-21279,
о взыскании 2000 рублей расходов на оплату государственной пошлины,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД" - Шишкина Д.В. по доверенности от 26.12.2013 N НЮ-10/352,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения СКЖД - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю (переименовано в ФБУ "Земельная палата" по Ставропольскому краю; далее - земельная палата, орган кадастрового учета) с заявлением о признании незаконным решения отдела подготовки сведений N 3 земельной палаты от 10.03.2011 N 26/301/11-21279 об отказе в выдаче кадастрового паспорта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю (далее - территориальное управление) и ОАО "Ставрополь ТИСИЗ".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2012 решение суда первой инстанции от 13.10.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу N А63-4794/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 25.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.08.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда от 25.08.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с сентября 2001 года по февраль 2002 года ОАО "Ставрополь ТИСИЗ" на основании договора от 17.01.2001 N 910/01 выполнены работы по инвентаризации полосы отвода земель Минераловодского отделения (филиала) ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - СКЖД) на территории Шпаковского района Ставропольского края. Разрешение на производство геодезических работ выдано Северо-Кавказской территориальной инспекцией госгеонадзора. В указанный период специалистами ОАО "Ставрополь ТИСИЗ" выполнялись полевые работы по горизонтальной съемке, работы по согласованию границ земельных участков, обследование и уточнение на местности границ участков, расположенных в полосе отвода железной дороги и другие необходимые работы. По накладной от 26.04.2002 исполнитель (ОАО "Ставрополь ТИСИЗ") сдал техническую документацию (в составе двух книг, трех папок и четырех альбомов) в Шпаковский районный отдел комитета по земельным ресурсам и землеустройству (т. 1, л. д. 34).
Комплекс земельно-кадастровых работ для целей государственной регистрации участков полосы отвода СКЖД на территории Шпаковского района Ставропольского края выполнен ОАО "СтавропольТИСИЗ" в период с 27 ноября по 16 декабря 2002 года. Техническое задание на межевание земель утверждено руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Шпаковского района и согласовано начальником Минераловодского отделения СКЖД (т. 1, л. д. 44).
По накладной от 16.12.2002 ОАО "Ставрополь ТИСИЗ" сдало в Шпаковский районный отдел комитета по земельным ресурсам и землеустройству два межевых дела по инвентаризации полосы отвода земель на территории Шпаковского района Ставропольского края (т. 1, л. д. 46).
Постановлением Шпаковской районной государственной администрации от 25.12.2002 N 296 утверждены материалы инвентаризации земель полосы отвода СКЖД в административных границах Шпаковского района, выполненные ОАО "Ставрополь ТИСИЗ" (т. 1, л. д. 47).
Постановлением Шпаковской районной государственной администрации от 26.12.2002 N 297 СКЖД (правопредшественнику общества) в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок под проходящую на территории Шпаковского района полосу железной дороги общей площадью 388,49 га (т. 1, л. д. 48).
30 декабря 2002 года СКЖД (для регистрации прав) выдан кадастровый план земельного участка площадью 472,82 га, которому присвоен кадастровый номер 26:11:0:0011. В графе "категория земель" отражено, что весь участок относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Разрешенное использование участка - под объекты и полосу отвода железной дороги. В графе "особые отметки" указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания (т. 1,л. д. 67-69).
19 июня 2003 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 26:11:0:0011 общей площадью 472,82 га (т. 1, л. д. 147).
29 августа 2003 года Министерство имущественных отношений Ставропольского края (арендодатель) и СКЖД Министерства путей сообщения Российской Федерации (арендатор) заключили долгосрочный (до 18.06.2052) договор аренды N 14 земельного участка, находящегося в федеральной собственности (т. 1, л. д. 51 - 60).
По условиям договора арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 26:11:0:0011 общей площадью 472,82 га под объекты и полосу отвода железной дороги, в границах, описанных в кадастровом плане (указан в качестве приложения N 1 к договору). Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации (т. 1, л. д. 61).
На основании запроса от 04.03.2011 и определения суда от 22.02.2011 по другому делу (N А63-22925/2008) отдел подготовки сведений N 3 земельной палаты принял решение от 10.03.2011 N 26/301/11 -21279 об отказе в выдаче кадастрового паспорта. Орган кадастрового учета отказал в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, в соответствии с пунктом 1 части 12 и частью 13 статьи 45 Закона о кадастре в связи с отсутствием кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Для устранения причины отказа в выдаче кадастрового паспорта рекомендовано уточнить местоположение границ земельного участка путем проведения кадастровых работ (т. 3. л. д. 47).
В этот же день (10.03.2011) земельной палатой подготовлена кадастровая выписка N 26/501/11-38365, в разделе 6 которой указана дата внесения номера в ГКН (26.12.2002), а в разделе 16 кадастровой выписки (особые отметки) указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 3. л. д. 48).
Считая отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:11 является ранее учтенным объектом недвижимости.
В соответствии с выданной с решением от 10.03.2011 кадастровой выпиской от 10.03.2011 о земельном участке с кадастровым номером 26:11:000000:11, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.12.2002.
В особых отметках кадастровой выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В части 12 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрены основания, по которым кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта.
В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта орган кадастрового учета выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 настоящей статьи. При этом в решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин. Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке (часть 13 статьи 45 Закона о кадастре).
В пункте 1 статьи 45 Закона о кадастре под ранее учтенными объектами недвижимости понимаются объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения.
Из изложенных норм следует, что отказ выдан в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о кадастре, поскольку отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах ранее учтенного земельного участка являлось самостоятельным основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 45 Закона о кадастре если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Закона о кадастре если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В материалы дела представлен ответ Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 11.07.2011 на запрос суда, в котором указывается на отсутствие в государственном фонде данных землеустроительного и межевого дела на земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:11.
Доказательства обращения в учреждение общества или иного лица с заявлением, предусмотренным пунктом 7 статьи 45 Закона о кадастре, с приложением документов, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости в материалы дела не представлены. Из материалов дела и исследованных судом документов следует, что на момент рассмотрения запроса общества от 04.03.2011 в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ земельного участка. Данное обстоятельство являлось самостоятельным основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта. В кадастровом деле земельного участка документы, достаточные для внесения недостающих сведений, также отсутствовали. Следовательно, учреждение правомерно отказало в выдаче кадастрового паспорта, действуя в соответствии с нормами статьи 45 Закона о кадастре, поскольку было не в состоянии самостоятельно их восстановить. Что, однако, не придает законности действиям органа кадастрового учета, повлекшим отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка заявителя.
При рассмотрении спора судом принят во внимание тот факт, что на момент судебного разбирательства Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" из Закона о кадастре исключены нормы, предусматривавшие отсутствие кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка в качестве основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта.
При этом права заявителя, нарушенные в результате получения оспариваемого отказа, защищены посредством исполнения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от 29.12.2012 по делу N А63-12473/2011, которым суд обязал орган кадастрового учета совершить действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах границ спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что к моменту судебного разбирательства возникший спор исчерпан в результате трансформации спорных правоотношений и устранения препятствий к получению заявителем кадастрового паспорта на земельный участок с внесенными сведениями о границах земельного участка. Признание незаконным оспариваемого отказа не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя. При этом желаемая заявителем оценка незаконности действий органа кадастрового учета, повлекших отсутствие в кадастре сведений о границах земельного участка дана в судебных актах по делу N А63-12473/2011.
В то же время в силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Отсутствие возможности защиты нарушенных прав и законных интересов заявителя в результате признания незаконным оспариваемого отказа влечет отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Последствия отсутствия в кадастре сведений о границах участка заявителя в виде формирования в период такого отсутствия границ иных участков, налагающихся на участок заявителя, могут быть устранены посредством предъявления самостоятельных требований в отношении таких участков.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 по делу N А63-4794/2011.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 по делу N А63-4794/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4794/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы СКЖД-филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата " по СК
Третье лицо: ОАО "Ставрополь ТИСИЗ", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ставропольского края, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1066/15
12.01.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3421/11
23.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3421/11
23.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3421/11
30.06.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4794/11
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-421/12
12.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3421/11
13.10.2011 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4794/11