город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2014 г. |
дело N А53-15601/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ЗАО "Тандер": Ефремова М.Д., паспорт, по доверенности от 14.01.2014;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 по делу N А53-15601/2014, принятое судьёй Пименовым С.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ТАНДЕР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2 и 3 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области от 08.04.2014 N 249.
Решением суда от 16.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Управлением выявлены нарушения Обществом требований Федерального закона N 88-ФЗ, что в силу возложенных на Управление полномочий является основанием для выдачи предписания, в целях пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации, а также недопущения последствий нарушения Обществом обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Тандер" подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области представителя в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка деятельности ЗАО "Тандер" по адресам: ул. 1-й Пятилетки, 756, г. Батайск; ул. Лелюшенко, 4, г. Ростов-на-Дону. В ходе проверки было установлено, что заявителем допущено нарушение обязательных требований, предъявляемых к порядку организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 08.04.2014 N 249, пунктами 2 и 3 которого предписывалось в срок до 22.10.2014: обеспечить разработку программ производственного контроля, в соответствии с требованиями действующего законодательства; представить в Управление программы производственного контроля, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Полагая, что предписание Управления от 08.04.2014 N 249 в части требований пунктов 2 и 3 не соответствует Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым предписанием Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого предписания Управления закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Частью 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортёрами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора (пункт 1); применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (пункт 3).
Согласно части 4 статьи 40 Закона N 2300-1 должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортёрам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.
Постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Названным Положение установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет: надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (пункт 5.1.1); федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пункт 5.1.2); в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу (пункт 5.9).
Согласно пункту 6.5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) предусмотрена обязанность юридических лиц при осуществлении деятельности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано главным специалистом-экспертом отдела Управления по результатам проведённой выездной проверки, законность и факт проведения которой, заявителем не оспаривается.
Таким образом, предписание от 08.04.2014 N 249, выдано должностным лицом Управление в пределах предоставленных названными нормами полномочий.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктами 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает: объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит настоящий Федеральный закон; требования к безопасности объектов технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона; правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона; требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 88-ФЗ объектами технического регулирования, перечень и описание которых содержит Федеральный закон N 88-ФЗ, являются: молоко и молочная продукция, в том числе продукты детского питания на молочной основе, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации; процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.
Статьёй 20 Федерального закона N 88-ФЗ установлены обязанности изготовителя, продавца по организации производственного контроля, в соответствии с которыми изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (часть 1). Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным в установленном порядке лицом (часть 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся изготовителями или продавцами продуктов переработки молока, обязаны предоставить информацию о результатах производственного контроля в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, по их требованию (часть 3).
Статьёй 21 Федерального закона N 88-ФЗ установлены требования к содержанию программы производственного контроля, в соответствии с которыми программа производственного контроля должна предусматривать: показатели осуществления процессов производства, связанных с обязательными требованиями к молочной продукции, установленными Федеральным законом N 88-ФЗ, периодичность осуществления контроля и объём мероприятий по контролю; показатели качества и безопасности сырья, компонентов, готовой молочной продукции в соответствии с требованиями безопасности, признаки их идентификации, условия хранения и перевозки сырья, компонентов, готовой продукции, сроки их годности, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю; графики и режимы проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, оборудования, инвентаря; графики и режимы технического обслуживания оборудования и инвентаря; способы отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции; меры по предупреждению и выявлению нарушений в организации и осуществлении процессов производства; мероприятия по обеспечению выполнения требований гигиены; контролируемые этапы (критические контрольные точки) процессов производства; мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона N 88-ФЗ; другие режимы, программы и способы, обеспечивающие предупреждение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за исполнение программы производственного контроля.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 утверждены санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" (далее - СП 1.1.1058-01), которые определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
СП 1.1.1058-01 предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.3).
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 утверждены санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066-01), пунктом 1.4 которого установлено, что в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.
10.07.2001 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" (далее - СП 1.1.1058-01), в соответствии с пунктом 1.5 которых установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 2.1 СП 1.1.1058-01, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Пунктом 2.7 СП 1.1.1058-01 установлено, что мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Согласно материалам дела Управлением при проведении проверки в распределительном центре Общества по адресу: г. Батайск, ул. 1-й Пятилетки, 75б было установлено:
- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние пола складского помещения с температурой +2+6С, в котором осуществляется хранение молока и молочных продуктов: в полу имеются единичные выбоины, местами имеются следы отслоившейся окраски; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние 2-х стен складского помещения с температурой +2+6С, в котором осуществляется хранение молока и молочных продуктов: имеются единичные вмятины небольшого размера, тёмные пятна;
- неудовлетворительное санитарно-гигиеническое содержание складского помещения с температурой -18 -24С, в котором осуществляется хранение мороженого: на полу мусор, опилки, обрывки упаковочного материала;
- осуществляется оборот молочной продукции, при этом представленная программа производственного контроля, утверждённая 22.01.2014 директором распределительного центра Горбуновым Ю.В., не соответствует требованиям Федерального закона N 88-ФЗ: не предусмотрены способы отзыва готовой молочной продукции, способы утилизации продуктов переработки молока, не отвечающих требованиям технического регламента; не указаны определяемые показатели качества и безопасности молочной продукции при лабораторных исследованиях, объем мероприятий по контролю;
- при проведении лабораторных исследований проб, отобранных в ходе проверки установлено, что в исследованной пробе творога ТМ "Кубанский Молочник", дата изготовления 26.03.14, упакованного брикетом в потребительскую тару, массовая доля жира 5%, масса нетто 180г, срок годности 10 суток, изготовитель Брюховецкий филиал ЗАО "Сыродельный комбинат "Ленинградский", Краснодарский край, ст. Брюховецкая, промышленная зона, микробиологические показатели не соответствуют Федеральному закону N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", а именно: количество колониеобразующих единиц дрожжей в 1г превышает норматив в 1,3 раза.
Таким образом, Управлением выявлены нарушения Обществом требований Федерального закона N 88-ФЗ, что в силу возложенных на Управление полномочий является основанием для выдачи предписания, в целях пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации, а также недопущения последствий нарушения Обществом обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Оспариваемое предписание о прекращении нарушения представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для Общества. Доказательств незаконности проведения проверки и её результатов, судом первой инстанции правомерно не установлено и в материалы дела не представлено.
Общество обжалует предписание в части пунктов 2 и 3, где предписывалось в срок до 22.10.2014: обеспечить разработку программ производственного контроля, в соответствии с требованиями действующего законодательства; представить в Управление программы производственного контроля, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы общества о том, что распределительный центр Общества не осуществляет реализацию молочной продукции, а лишь хранит её, следовательно, дополнительный контроль качества продукции на этапе временного хранения не соответствует нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции основывает на п.1.3 СП 1.1.1058-01, из которого следует, что организация и проведение производственного контроля возложена на лиц, в том числе осуществляющих хранение и реализацию молочной продукции.
Распределительный центр Общества является его обособленным подразделением, в то время когда, обязанность по соблюдению обязательных требований в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, возложена на юридических лиц, в данном случае на Общество.
Доказательств того, что Общество не является лицом, осуществляющим хранение и реализацию молочной продукции, в материалы дела не представлено.
Указанные выводы также совпадают с выводами, изложенными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 г. по делу N А53-10843/2014.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что оспариваемое предписание Управления соответствует норма права, не нарушает права и законные интересы Общества.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 по делу N А53-15601/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15601/2014
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
Третье лицо: ЗАО " Тандер"