г. Хабаровск |
|
24 декабря 2014 г. |
А73-9128/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Гричановской Е.В., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Адилханова Алмаса Рахимовича: не явились;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: не явились;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Адилханова Алмаса Рахимовича
на решение от 17.10.2014
по делу N А73-9128/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Мельниковой Н.Ю.
по иску Индивидуального предпринимателя Адилханова Алмаса Рахимовича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Адилханов Алмас Рахимович (ОГРНИП 304650113900102; далее - ИП Адилханов А.Р., предприниматель, истец, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, место нахождения: 68000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 74; далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10 стр. 1; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:123, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: под склад (Лит. А), общей площадью 13 620 кв. м, адрес объекта: относительно ориентира производственное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Производственный, 12 в размере равной его рыночной стоимости 4 241 153 руб. с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с отказом от требования обязать Управление Росреестра внести новую кадастровую стоимость 4 241 153 руб. в государственный кадастр недвижимости суд определением от 10.09.2014 прекратил производство в указанной части.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актов, предприниматель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 17.10.2014, иск удовлетворить в связи с не правильным применением норм материального права и не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам, сложившейся судебной практики.
Стороны извещенные о времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Адилханов А.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:123, категория: земли населенных пунктов с разрешённым использованием под склад (Лит. А), общей площадью 13 620 кв. м., расположенного по адресу: относительно ориентира производственное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Производственный, 12, запись о регистрации N 27-27-01/025/2012-221 от 21.03.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2012.
Согласно кадастровому паспорту от 15.05.2014 N 2700/301/14-100190 указанного выше земельного участка его рыночная стоимость составляет 33 205 151, 40 руб., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 25.08.2008.
Предполагая, что кадастровая стоимость, определенная на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края не соответствует рыночной стоимости, предприниматель поручил Обществу с ограниченной ответственностью "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" (далее - ООО "Агентство ХЭО") независимую оценку рыночной стоимости земельного участка в соответствии с договором возмездного оказания услуг N 65-ОН от 19.05.2014.
Согласно отчету оценщика N 85-ОН от 09.06.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:123 по состоянию на 01.01.2007 определена в размере 4 254 609 руб. По результатам проверки отчета и выявления ошибки в расчетах, отчет был доработан и подготовлен отчет N 85-ОН (И) от 09.06.2014 в соответствии с которым, рыночная стоимость участка определена в размере 4 241 153 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, существенно выше рыночной стоимости, определенной указанным отчетом, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
На основании пункта 1 статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В случае превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной, нарушаются права истца как собственника земельного участка и, соответственно, плательщика земельного налога.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исходя из этого, обращение в суд направлено на защиту своих прав, что соответствует правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
По существу требований.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона).
Частью 5 статьи 4 данного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда
Из материалов дела видно, что согласно представленным истцом отчетом о рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость значительно выше установленной отчетом оценщика рыночной стоимости (33 205 151, 40 руб. против 4 241 153 руб.)
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Норами статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Таким образом, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможен при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, при установлении рыночной стоимости необходимо определить дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Как следует из дела, результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Хабаровского края утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр по состоянию 01.01.2007. Оспариваемая истцом кадастровая стоимость определена на основе массовой оценки земель.
В данном случае отчетом определена рыночная стоимость, в результате индивидуальной оценки объекта на эту же дату, тем самым осуществлено уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Отказывав иске, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель не представил допустимых доказательств правильности определения стоимости в отчете N 85-ОН (И), которыми должна являться экспертиза отчета.
Выводы суда сделаны без правил о бремени доказывания исходя из следующего.
Действительно, нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета, под которым понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение. Положительным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения" (ФСО N 5), утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328, установлены следующие виды экспертизы отчетов об оценке: 1) экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (далее - нормативно-методическая экспертиза); 2) экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, включающая также проверку отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
В данном случае в суд первой инстанции представлено экспертное заключение N 82/14 от 08.08.2014 Саморегулируемой организации оценщиков Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков Экспертно-консультационный комитет, членом которого является оценщик Сычева Н.В., выполнившая отчет N 85-ОН (И).
Указанное заключение не является экспертизой отчета, между тем, в заключении сделаны выводы о соответствии проверенного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требования Федерального закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки. Согласно заключению, выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки обоснованные.
В указанном заключении отражены сведения о проверке достоверности и полноты используемой экспертом информации, существенности изложенной в отчете информации, полноты использованных методов для итоговых суждений, однозначности выводов.
Доказательств опровергающих выводы, приведенные в отчете оценщика и заключении, ответчиками в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку истцом доказано превышение кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости требования подлежали удовлетворению.
На основании вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2014 по делу N А73-9128/2014 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:123, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: под склад (Лит. А), общей площадью 13 620 кв. м, адрес объекта: относительно ориентира производственное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Производственный, 12 в размере равной его рыночной стоимости 4 241 153 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9128/2014
Истец: ИП Адилханов Алмас Рахимович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии"