г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А42-5479/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24033/2014) Комитета имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации МО Кандалакшский район
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.08.2014 г. по делу N А42-5479/2014 (судья Игнатьева С.Н.), принятое
по иску Арутюнян Ангелины Артуровны
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области
3-и лица: 1) Комитет имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации МО Кандалакшский район, 2) Правительство Мурманской области, Арутюнян Тимур Артурович
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Арутюнян Ангелина Артуровна, место жительства: 183052, г. Мурманск (далее - Арутюнян А.А.) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, место нахождения: 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 51:18:0040122:102 в размере рыночной стоимости 2 671 000 руб.; с кадастровым номером 51:18:0040122:103 в размере рыночной стоимости 2 561 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Мурманской области (далее - Правительство), Комитет имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее - Комитет) и Арутюнян Тимур Артурович.
Решением суда от 18.08.2014 г. исковые требования удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Комитет просит решение от 18.08.2014 г. отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение от 18.08.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Арутюнян Ангелина Артуровна по договору аренды от 11.04.2014 г. N 65 владеет и пользуется на условиях аренды земельным участком с кадастровым номером 51:18:0040122:102, площадью 12310 кв.м; с кадастровым номером 51:18:0040122:103, площадью 11804 кв.м, расположенных по адресу: Мурманская область, МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района, г. Кандалакша, ул. Рыбацкая. Участки предоставлены в целях обслуживания производственных зданий.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 г. N 425-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области по состоянию на 01.01.2011 г.
По итогам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:18:0040122:102 составила 38 705 471 рубль, с кадастровым номером 51:18:0040122:103 - 37 114 491 рубль.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков Арутюнян А.А. обратилась к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчетам индивидуального предпринимателя - оценщика Метальниковой В.Б. от 09.06.2014 г. N 20/05-14, от 09.06.2014 г. N 20-1/05-14 и положительным экспертным заключениям Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N Э-150714-6/2 от 31.07.2014 г., N Э-150714-6/3 от 31.07.2014 г. рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 г. для земельного участка с кадастровым номером 51:18:0040122:102 составляет 2 671 000 руб. 00 коп., с кадастровым номером 51:18:0040122:103 - 2 561 000 руб. 00 коп.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в части определения их кадастровой стоимости значительно превышают рыночную стоимость земельных участков, Арутюнян А.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) и правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Кадастр кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как установлено статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец представил в материалы дела отчеты от 09.06.2014 г. N 20/05-14, отчет от 09.06.2014 г. N 20-1/05-14, составленные оценщиком Метельниковой В.Б., согласно которым определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г.. то есть на дату утверждения кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области, что соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 г. N 10761/11.
Довод апелляционной жалобы о неприменении отчета об оценке в качестве допустимого доказательства, так как договор на проведение оценки земельного участка, находящегося в государственной (неразграниченной) собственности, заключен не уполномоченным собственником лицом, что не соответствует положениям статьи 10 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", апелляционным судом не принимается, поскольку лицом (Комитетом), уполномоченным на распоряжение спорным участком, ни договор на оценку, ни отчет об оценке не оспорен, иного отчета, выполненного по договору с уполномоченным собственником лицом, в материалы дела не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости объекта не заявлено.
Кроме того, право истца на проведение оценки принадлежащего ему на праве аренды земельного участка прямо предусмотрено статьей 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и обусловлено также его правом непосредственно обратиться в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Соответствие указанных отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, подтверждается представленными в материалы дела положительными экспертными заключениями от 31.07.2014 г. N Э-150714-6/2, от 31.07.2014 г. N Э-150714-6/3, подготовленными НП Саморегулируемая организация оценщиков "экспертный совет".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отчеты от 09.06.2014 г. N 20/05-14, от 09.06.2014 г. N 20-1/05-14., с учетом экспертных заключений от 31.07.2014 г. N Э-150714-6/2, от 31.07.2014 г. N Э-150714-6/3, суд первой инстанции пришел к выводу, что отчеты от 09.06.2014 г. N 20/05-14, от 09.06.2014 г. N 20-1/05-14.. отвечают предъявляемым к оценочным отчетам требованиям. Кроме того, Комитет не представил доказательств недостоверности сведений, приведенных в отчетах и экспертных заключениях, а также того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной.
Таким образом, требование истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости являются обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 августа 2014 года по делу N А42-5479/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5479/2014
Истец: Арутюнян Ангелина Артуровна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Арутюнян Тимур Артурович, Комитет имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации МО Кандалакшский район, Правительство Мурманской области