г. Чита |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А19-8059/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 сентября 2014 года по делу N А19-8059/2014 по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИГНЕКСТ" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, с участием третьих лиц - Администрации Шелеховского муниципального района, Администрации Шелеховского городского поселения, (суд первой инстанции - Б.В. Красько),
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИГНЕКСТ" (ОГРН 1073819000090, адрес: 664519, Иркутская область, Иркутский район, километр 13 км+200-м федеральной автомобильной дороги Иркутск-Чита, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр.1, далее - кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18 в размере 4 396 000 руб., соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 65-ИН/2014 от 02.04.2014, об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18 в размере 4 396 000 руб., равной его рыночной стоимости.
Определением арбитражного суда от 08.07.2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Администрация Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255398, ИНН 3821001560, адрес: адрес: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Ленина, 15, далее - Администрация Шелеховского МО, третье лицо 1), Администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291, адрес: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Ленина, 15, далее - администрация, Администрация Шелеховского ГП, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18, площадью 7 000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, уч. 2а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 4 396 000 рублей. Суд первой инстанции обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18, площадью 7 000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, уч. 2а, равной 4 396 000 рублей с момента вступления в силу решения суда.
В обосновании суд первой инстанции указал, что обществом представлены отчет оценщика и положительное заключение на него, согласно которым рыночная стоимость земельного участка составляет 4 396 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Шелеховского городского поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.09.2014 г. по делу N А19-8059/2014 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18, площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, Култукский тракт, участок 2а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 4 396 000 рублей и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости и принять новый судебный акт.
Полагает, что правительство Иркутской области, являясь высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Иркутской области, и, следовательно, при рассмотрении исков, направленных в том числе на изменение установленной кадастровой стоимости земель в Иркутской области, затрагиваются права и обязанности указанного лица, которое вопреки требованиям части 1 статьи 51 АПК РФ не было привлечено судом к участию в деле.
На апелляционную жалобу поступил отзыв обществ, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что права Правительства Иркутской области не затрагиваются, поскольку достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.10.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили. Общество в отзыве просило о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Обществу с ограниченной ответственностью "БИГНЕКСТ" принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства АЗС с комплексом объектов по обслуживанию автотранспорта, общая площадь 7 000 кв.м., адрес (местонахождения) объекта: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, уч. 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АД N 924931 от 01.02.2013 года (т.1 л.д.173).
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам, кварталам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года согласно которым (с учетом постановления Правительством Иркутской области N239-ПП от 05.05.2014 "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N517-пп"), в соответствии с Приложением N 1 Постановления земельный участок с кадастровым номером N38:27:000401:18 отнесен к 5-ой группе видов разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м. указанного земельного участка составляет 2 675 руб. 69 коп., соответственно кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 7 000 кв.м. составляет 18 729 830 руб. 00 коп.
В соответствии с отчетом N 65-ИН/2014 от 02.04.2014 (т.1 л.д.174-244) ООО "Новосибирская оценочная компания" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18, площадью 7 000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, уч. 2а, по состоянию на 01.01.2012 составила 4 396 000 руб. 00 коп.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере равной его рыночной стоимости, поскольку в данный момент неоправданно завышена и негативно для пользователя влияет на размеры обязательных платежей, обратился в Арбитражный суда Иркутской области с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Шелеховского городского поселения обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих норм и правовых позиций.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
При таких обстоятельствах, судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе, с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Истец, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости непосредственно затрагивает законные интересы истца.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Проанализировав вышеизложенные нормы права в их совокупности и взаимосвязи, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11, в соответствии с которой, по правилу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, исходя из правил статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при рассмотрении требований истца следует исходить из оценки, актуальной на тот же временной период, на который были установлены удельные показатели кадастровой стоимости, использованные при определении кадастровой стоимости участка.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно представленному отчету N 65-ИН/2014 от 02.04.2014 ООО "Новосибирская оценочная компания" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18, площадью 7 000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, уч. 2а, по состоянию на 01.01.2012 составила 4 396 000 руб. 00 коп.
Кадастровая оценка стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области произведена согласно постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп по состоянию на 01 января 2012 года.
Таким образом, рыночная стоимость участка подлежит определению также по состоянию на 01.01.2012, ответ на данный вопрос содержится в отчете N 65-ИН/2014 от 02.04.2014.
Статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривается возможность проведения экспертизы отчета на соответствие его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом представлено положительное экспертное заключение N 590/07/014 от 31.07.2014 Экспертного Совета НП СОО "СИБИРЬ". Положительным экспертным заключением установлено соответствие отчета N 65-ИН/2014 от 02.04.2014 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ответчик и третьи лица возражений относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной в отчете N 65-ИН/2014 от 02.04.2014 не представили.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000401:18, площадью 7 000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, уч. 2а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 4 396 000 рублей.
Указанные выводы суда первой инстанции в апелляционной жалобе по существу не оспариваются, а доводы сводятся к тому, что к участию в процессе должно было быть привлечено Правительство Иркутской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, как орган, утверждающий результаты кадастровой оценки своим нормативным актом.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В рассматриваемом деле предметом спора не является законность установления кадастровой стоимости земельного участка, не оспариваются результаты массовой кадастровой оценки земли, а истец воспользовался предоставленным ему правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. При этом решение по настоящему делу в силу действующего нормативного регулирования не влечет для Правительства Иркутской области обязанности внесения изменений в нормативные правовые акты, определяющие кадастровую стоимость земель.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 сентября 2014 года по делу N А19-8059/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8059/2014
Истец: ООО "Бигнекст"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация города Иркутска, Администрация Шелеховского городского поселения, Администрация Шелеховского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области