г. Томск |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А67-3988/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Бородулиной И. И., Журавлевой В. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Васильевой С. В.,
при участии:
от заявителя: Разумовой Т. Ю., доверенность от 01.01.2014 года,
от заинтересованного лица: Слепаковой С. В., доверенность от 25.04.2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 24 октября 2014 года по делу N А67-3988/2014 (судья А.С. Кузнецов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно Технологический Центр ОЙЛТИМ" (ИНН 7017253612, ОГРН 1107017000452; 634003, г. Томск, пер. Телевизионный, 3)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (ИНН 7017042210, ОГРН 1027000859819; 634050, г. Томск, ул. Гагарина, 27)
о признании недействительным решения N 080/004/121-2014 от 08.05.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно Технологический Центр ОЙЛТИМ" (далее - заявитель, ООО "НТЦ ОЙЛТИМ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (далее - заинтересованное лицо, УПФР, пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 080/004/121-2014 от 08.05.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.10.2014 по делу N А67-3988/2014 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 24.10.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "НТЦ ОЙЛТИМ" в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, заинтересованное лицо указывает, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами не является компенсацией каких-либо затрат работника, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, не может быть квалифицирована как компенсационная выплата. По мнению заинтересованного лица, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для хода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в рамках трудовых отношений, не поименована в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), то независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших каждый свою позицию по делу, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование взносов на обязательное медицинское страхование плательщика страховых взносов.
В ходе проверки было установлено нарушение со стороны Общества законодательства о страховых взносах, повлекшее занижение базы для начисления страховых взносов путем невключения в нее выплат, связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставленных работникам Общества по уходу за ребенком-инвалидом.
По результатам проверки составлен акт N 080/004/121-2014 от 04.04.2014 и принято решение от 08.05.2014 N080/004/121-2014, которым ООО "НТЦ ОЙЛТИМ" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N212-ФЗ в виде штрафа в сумме 315,64 руб., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 284,95 руб. по состоянию на 08.05.2014; недоимка в сумме 1754,49 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 9 Федерального закона N 212-ФЗ, статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статей 20.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пришел к выводам о том, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов; также указал, что спорные выплаты не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В силу статей 15, 56, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 9 Федерального закона N 212-ФЗ выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, т.е. имеют компенсационный характер.
Следовательно, спорные выплаты не являются стимулирующими, вознаграждением, элементом оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В этой связи, выводы суда о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, являются правильными, в связи с чем Общество неправомерно привлечено к ответственности части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Пенсионный Фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 24 октября 2014 года по делу N А67-3988/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3988/2014
Истец: ООО "НАУЧНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОЙЛТИМ"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области