город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2014 г. |
дело N А53-23298/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "ТАНТК им Г.М. Бериева": Кузнецов Дмитрий Николаевич, паспорт, по доверенности от 10.04.2014 N 39,
от МРУ РАР по ЮФО: Матвеева Ирина Александровна, удостоверение, по доверенности от 30.12.2013 N дов3-29,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2014 по делу N А53-23298/2014, принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (далее - общество, ОАО "ТАНТК") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ РАР по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2014 N 07-10/288 (с учетом определения об исправлении опечатки от 26.09.2014) о привлечении ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 06.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на малозначительность допущенного правонарушения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель МРУ РАР по ЮФО в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, консультантом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" составлен протокол об административном правонарушении от 28.08.2014 N 07-10/288 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в нарушение положений ч. 4 ст. 14, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановления Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" допущен факт нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 2 квартал 2014 года, а именно:
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 6 к Правилам N 815) ООО "Гатчинский спиртовой завод" за 1 квартал 2014 года отражена отгрузка этилового спирта (по коду вида продукции 020) в адрес ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в объеме 103,73 дал, что подтверждается представленными ООО "Гатчинский спиртовой завод" документами;
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 6 к Правилам N 815) ООО "КИБИХ" за 2 квартал 2014 года отражена отгрузка спирта этилового ректификованного из непищевого растительного сырья (по коду вида продукции 025) в адрес ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в объеме 103,74 дал, что подтверждается представленными ООО "КИБИХ" документами.
Таким образом, ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", осуществившее закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год в технических или иных не связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целях, в установленный законодательством срок до 21.07.2014 не представлены декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Приложения N N 2, 7 к Правилам) за 2 квартал 2014 года.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО вынесено постановление от 26.09.2014) о привлечении ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утверждены формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 16 Правил декларации предоставляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу пункта 4 Правил N 815 организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, или использующие этиловый спирт в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции, на технические или иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации об объеме использования этилового спирта по форме согласно приложению N 2.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в нарушение приведенных положений законодательства ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", осуществившее закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год в технических или иных не связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целях, в установленный законодательством срок до 21.07.2014 не представлены декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Приложения N N 2, 7 к Правилам) за 2 квартал 2014 года.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, является доказанным.
Имея возможность для недопущения нарушения срока представления декларации, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.13 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о малозначительности допущенного правонарушения.
Из текста апелляционной жалобы и позиции общества, изложенной в иных процессуальных документах по делу, следует, что общество полагало, что приобрело спирт в объеме, не превышающем 200 дал, в связи с чем не представило соответствующую декларацию.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Порядок заполнения деклараций утверждён приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее -Порядок).
В соответствии с пунктом 1.7 Порядка во всех графах декларации показатели указываются в физическом выражении декалитрах или тоннах до третьего знака после запятой.
Материалами дела подтверждается, что обществом закупался этиловый спирт ректификованный, в котором в соответствии с ГОСТ 5962-2013 объемная доля этилового спирта составляет от 96,0 до 96,3 % объёма.
В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ безводный (стопроцентный) спирт - это условное понятие, применяемое в расчетах.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171 -ФЗ определено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство этилового спирта (за исключением производства этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учёта автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацем шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 171 -ФЗ).
С учетом приведенных норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в обоснование своей позиции общество указывает на объёмы безводного спирта в закупленном им этиловом спирте, то есть в готовой продукции, являющегося условным понятием.
Объемы безводного спирта не совпадают с объемом готовой продукции, объемы которой учитываются в качестве критерия, определяющего обязанность по представлению соответствующих деклараций.
В ходе проведения проверки обществом представлены копии первичных документов: договор поставки от 24.02.2014 N 7/14, спецификация на продукцию; счёт от 25.02.2014 N 446, товарная накладная от 28.03.2014 N РС1085, товарно-транспортная накладная N PC1085 на перевозку спирта, акт об отгрузке и приёмке этилового спирта N РС1085, счёт-фактура от 28.03.2014 N1085, уведомление от 19.03.2014 N1, договор поставки СЭ N61/10, протокол разногласий к договору поставки СЭ N61/10, счёт от 12.03.2014 N445, приходный ордер N218, счёт-фактура от 19.05.2014 N1954, товарная накладная от 19.05.2014 N791, товарно-транспортная накладная, акт N791 об отгрузке и приемке этилового спирта, уведомление от 05.05.2014 N1), подтверждающих закупку этилового спирта у ООО "Гатчинский спиртовой завод" в объёме 103,73 дал (физическом объём) и закупку этилового спирта у ООО "КИБИХ" 103,74 дал (физический объём).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в товарно-транспортных декларациях указан как объем безводного спирта, так и фактический (физический) объем: 103,74 дал и 103,73 дал (л.д. 76, 99 том 1).
Таким образом, фактически в соответствующем периоде обществом ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" было получено более 200 дал этилового спирта и в силу пункта 4 Правил N 815 обязано было представить к установленному сроку декларацию по формам Приложения N N 2, 7 к Правилам.
Общество, получив товаросопроводительные документы, в которых указаны объемы спирта, превышающие 100 дал, должно было принять меры к устранению сомнений в полученных объемах продукции.
При этом, в договоре на поставку, заключенном с ОО "КИБИХ", цена товара указана именно за 1 декалитр безводного (стопроцентного) спирта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество имело возможность своевременно установить фактический (физический) полученный объем спирта, подлежащего учету и декларированию в соответствии с Законом N 171-ФЗ.
Располагая содержащейся в товаросопроводительных документах информацией о различиях объемов безводного спирта и спирта в готовой продукции (этилового спирта), общество не приняло мер на устранение сомнений в целях надлежащего исполнения обязанностей лица, участвующего в обороте спирта.
С учетом изложенного, суд также приходит к выводу о пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовой обязанности, что исключает возможность признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является нарушение установленного законом N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 порядка представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также специального порядка и сроков представления деклараций, имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов алкогольной продукции, произведенной и реализованной в соответствии с лицензионными требованиями), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям, и не обложенной соответствующим акцизом.
Таким образом, нарушение установленного государством порядка, включая установленные сроки, декларирования видов и объемов алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по исполнению обязанностей в сфере декларирования, обеспечивающего надлежащий государственный контроль за оборотом спирта и спиртосодержащей продукции.
В связи с изложенным судом не принимаются во внимание доводы общества о том, что спирт использовался для собственных нужд предприятия, и не для производства спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Таким образом, постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО от 04.09.2014 N 07-10/288 (с учетом определения об исправлении опечатки от 26.09.2014) о привлечении ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей, является законным.
Назначенное обществу административное наказание соответствует санкции статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение суда от 06.11.2014 об отказе в удовлетворении требований ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 ноября 2014 года по делу А53-23298/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.Г. Гуденица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23298/2014
Истец: ОАО "ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ.Г.М.БЕРИЕВА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕД СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ЮФО, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ