г. Самара |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А55-12650/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представитель Рудич Л.А. по доверенности серии 63-АА N 2415902 от 06.06.2014
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 г., принятое по делу N А55-12650/2014 (судья Разумов Ю.М.),
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ИНН 6315800964, ОГРН 1066315051824), г. Самара,
к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 315376946, ОГРН 1056315070350), г. Самара,
о взыскании 5 484 753 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" о взыскании 5 484 753 руб. 68 коп., в том числе: 5 365 636 руб. 55 коп. задолженности за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 по договору аренды земельного участка от 14.07.2010 N 1576а-2008/2013, 119 117 руб. 13 коп. пени за период с 11.10.2013 по 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 14.07.2010 г. между Министерством имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1576а-2008/2013, по условия которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 69128,60 кв.м, отнесенный к категории земли населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0505001:509, расположенный по адресу: Самарская область Ленинский район Волжский проспект, дом 8, для использования под ГРЭС сроком с 20.05.2008 по 18.05.2013.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 14.07.2010.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрационной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.
В п. 3.4. договора указано, что арендная плата вносится ежеквартально равными частями до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
Также сторонами в п. 3.3 договора согласовано условие об изменении арендной платы, в соответствии с которым арендатор согласен с односторонним пересмотром величины арендной платы арендодателем на основании правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления с даты, указанной в данном решении при условии письменного уведомления арендатора об изменении величины арендной платы.
Согласно п. 6.2.1. в случае не внесения арендатором платежей в установленные сроки, начисляются пени в размере 0,06% от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с 01.07.2006 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что использование земли в Российской Федерации является платным, в том числе и виде арендной платы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды и устанавливаются в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в срок надлежащим образом.
В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Сторонами не оспаривается, тот факт, что спорный земельный участок предоставлен и используется под теплоэнергетический комплекс "Самарская ГРЭС".
Согласно техническому паспорту тепло-энергетический комплекс "Самарская ГРЭС" является технологическим комплексом по производству и передаче тепловой энергии, состоящим из зданий, сооружений и передаточных устройств, образующих единое целое и предназначенных для единого функционального назначения.
Указанное обстоятельство также подтверждается Приказом Минпромэнерго РФ N 295 от 01.08.2007 г. "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющегося субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса". Из утвержденного данным Приказом Перечня видов имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций следует, что в понятие тепловой электрической станции входит государственная районная электростанция (ГРЭС), теплоэлектростанция, теплоэлектроцентраль, котельная.
В Стратегии экономического развития Самарской области на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129) прямо предусмотрено (п.2.2.5), что Самарская ГРЭС ОАО "Волжская ТГК" является тепловой станцией, что истцом не оспаривается.
В состав тепло-энергетического комплекса "Самарская ГРЭС" входят следующие сооружения и объекты, обслуживающие пловую станцию "Самарская ГРЭС": рыбозаградительное устройство литер 44), функциональное назначение - забор воды для химводоочистки, водозабор (литер 45,45а), функциональное назначение - забор воды для химводоочистки, наружная промливневая канализация, химцех (литер 57), функциональное назначение -канализация, стенка подпорная со стороны реки Волга (литер 71), функциональное назначение - ограждение от паводковых вод, сливная подземная система (литер 90), функциональное назначение - слив отработанных вод ХВО.
Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом тепло-энергетического комплекса, проектом границ земельного участка, свидетельством о государственной регистрации права от 01.10.2005 серия 63-АБ 710847.
Согласно п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Правила N582).
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что одним из способов определения арендной платы является определение размера арендной платы в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 5 Правил N 582 в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована подлежащая применению судами правовая позиция, о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 впоследствии подтвержденным Президиумом ВАС РФ в постановлении N 14902/12 от 02.04.2013, эти ставки арендной платы являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдачи в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями. Применение после введения в действие Постановления N 582, вступившего в силу с 04.08.2009, ранее установленных регулируемых ставок арендной платы за земельные участки не соответствует требованиям Земельного кодекса, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений - Министерством экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347, вступившим в силу с 31.08.2013, утверждены ставки арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, но не более 5,8 руб. за кв.м (предельный размер ставки арендной платы для Самарской области) в отношении земельных участков предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Указанные ставки подлежат применению при расчете арендной платы в отношении любых земельных участков, находящихся в публичной собственности, когда размер этой платы не предписан федеральным законом.
Одним из принципов определения арендной платы является принцип запрета необоснованных предпочтений, устанавливающий, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности не должен различаться.
Исходя из этого, начиная с 31.08.2013, арендная плата за земельный участок в данном случае рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013.
Указанный вывод находит свое подтверждение в судебной практике: судебные акты по делам N А43-27981/2013, N A43-25576/201, N А27-3071/2014, N А12-15055/2014; N А50-918/2014; N А11-218/2014.
С учетом того, что площадь земельного участка 69 128,6 кв.м и предельной ставки арендной платы равной 5,8 руб. за 1 кв.м арендная плата за пользование спорным земельным участком после 31.08.2013 за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 составит 3 958 925 руб. 29 коп.
Размер арендной платы, начисленной истцом по договору аренды N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 составляет 5 365 636 руб. 55 коп., что многократно превышает размер арендной платы, установленный Приказом Минэкономразвития N 347.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исчисление истцом размера арендной платы исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308, не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По указанным основаниям не подлежит применению порядок расчета арендной платы, указанный в договоре. В этой связи доводы истца о необходимости применения Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 обосновано были отклонены судом.
Ответчиком в качестве арендной платы за 3 квартал 2013 года внесено 5 720 046 руб. 67 коп., данное обстоятельство подтверждается материалами дела, истцом не оспаривается.
Учитывая, что с 31.08.2013 подлежал применению порядок расчета арендной платы с учетом п.5 Постановления N 582 и Приказа Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013, арендная плата за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 составляет 3 958 925 руб. 29 коп. из расчета: с 01.07.21013 по 30.08.2013 за 61 день согласно постановлению Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008 (22880186,7/365*61=3 823 812,02 руб.), с 31.08.2013 по 30.09.2013 за 31 день арендная плата составила 34 052 руб. 94 коп. (5,8* 69128,6/365*31=34052,94 руб.) и за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 составила 101 060 руб. 33 коп. (5,8*69128,6/365*92). Таким образом, переплата внесенной арендной платы по состоянию на 01.10.2013 составила 1 761 121 руб. 39 коп. (5 720 046,67-3 958 925,29).
Письмом N 390/5461 от 17.12.2013 ответчик уведомил истца о применении с 31.08.2013 г. при расчете арендной платы по договору предельной ставки в размере 5,80 руб. за кв.м. земельного участка в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 347 и наличии переплаты, которую просило отнести в счет будущих платежей.
Учитывая изложенные обстоятельства, за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 арендная плата составляет 101 060 руб. 33 коп. (5,8 х 16459/ 365 х 92). С учетом имеющейся по состоянию на 01.10.2013 переплаты в сумме 1 761 121 руб. 39 коп., задолженность за спорный период отсутствует.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате и применении ответственности в виде неустойки за несвоевременное внесение арендной платы по договору N 1576а-2008/2013 аренды земельного участка, отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для иных видов строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, суд апелляционной инстанции отклоняет в силу следующего.
В Постановлении N 9707/13 от 17.12.2013 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы за находящиеся в публичной собственности землю, установленных постановлением N 582, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Следовательно, исчисление истцом размера арендной платы в спорный период исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, является не правомерным.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 г., принятое по делу N А55-12650/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12650/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"