г. Москва |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А41-53049/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пятиной Л.Н.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Булаев А.В., по доверенности от 15.07.2014 N 26дов-269;
от Управления Росреестра по Московской области: Азарова О.А., по доверенности от 23.05.2014 N 216-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-53049/14, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 28 июня 2014 года N 18/023/2014-858 в проведении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 11.10.2013 г. N 50-0027-05-13-05;
- Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать договор аренды земельного участка от 11.10.2013 г. N 50-0027-05-13-05.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-53049/14 заявленные требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 по делу N А41-53049/14 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Заявитель и заинтересованное лицо направили в судебное заседание своих представителей, представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по договору аренды лесного участка от 11.10.2013 N 50-0027-05-13-05, заключенному между Комитетом лесного хозяйства Московской области (Арендодатель) и ОАО "Газпром" (Арендатор), для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов был передан в аренду на срок с 11.10.2013 г. по 10.10.2062 г. лесной участок площадью 0, 0012 га, расположенный по адресу: МО, Можайский муниципальный район, Бородинское лесничество, Колоцкое участковое лесничество, кв. 107, выд. 24) (далее - Спорный земельный участок).
Стороны вышеназванного договора обратились в Управление Росреестра по МО с заявление о государственной регистрации договора аренды. Однако сообщением N 18/023/2014-858 от 28.06.2014 г. в государственной регистрации договора было отказано. Отказ мотивирован отсутствием сведений в ГКН о государственном кадастровом учете лесного участка, а также в связи с тем, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на лесной участок.
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п.1 и п.2 ст.26 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 50-0027-05-13-05 явился факт отсутствия сведений о государственном кадастровом учете лесного участка, а также то, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на лесной участок.
Также в своей апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на невозможность регистрации договора аренды в отношении невнесенного в ГКН лесного участка.
Между тем, Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 04.02.2014 N 13123/13 сформирована следующая правовая позиция.
Согласно статье 4.4 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) до указанной в Законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Абзац третий пункта 9 постановления N 73 содержит разъяснение, согласно которому при заключении договора аренды на срок более года, по которому допускается пользование частью участка, такой договор подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на весь земельный участок.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации как договора аренды лесного участка, так и обременения договором аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
Из положений договора следует, что лесной участок, оговоренный в договоре, учтен в государственном лесном реестре.
Также в материалы дела представлена копия свидетельства от 13.02.2014 г. о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Московская область, Можайский район, Бородинское лесничество, Колоцкое участковое лесничество, квартал 107, выдел 24.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Как следует из материалов дела, заявителем в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды, указанный договор по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 по делу N А41-53049/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53049/2014
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: Управление Росреестра По Московской Области
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области