г. Владимир |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А79-1600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТО", г. Чебоксары,
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.10.2014 по делу N А79-1600/2014, принятое судьей Борисовым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТО" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 09.01.2014 N 16-10/2.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТО" - Яковлев Ю.А. по доверенности от 22.12.2014 N 1277-01/01 сроком действия до 31.12.2014, Шуркина И.А. по доверенности от 10.04.2014 N 335-01/01 сроком действия до 31.12.2014, Михайлов А.В. по доверенности от 11.03.2014 N 203-01/01 сроком действия до 31.12.2014;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - Козлова Е.А. по доверенности от 10.04.2014 N 05-19/71, Журавлев Н.В. по доверенности от 23.12.2013 N 05-19/168 сроком действия до 31.12.2014, Суворова С.В. по доверенности от 09.01.2014 N 05-19/01 сроком действия до 31.12.2014
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТО" (далее -Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
По результатам налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 15.11.2013 N 16-10/171ДСП и принято решение от 09.01.2014 N 16-10/2 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 422 436 рублей за неуплату налога на прибыль организаций и в виде штрафа в размере 4732 рублей за неуплату налога на имущество организаций. Данным решением Обществу предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 2 346 864 рублей, налог на имущество организаций в сумме 23 661 рубля; начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 64 262 рублей, по налогу на имущество организаций в размере 1 687 рублей. Налогоплательщику также предложено уплатить излишне возмещенную из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года в сумме 1 807 011 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 24.02.2014 N 24 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 14.10.2014 заявленное требование удовлетворено в части штрафа в размере 385 198 рублей по налогу на прибыль, предложения уплатить налог на прибыль в сумме 278 088 рублей, начисления пеней по налогу на прибыль в сумме 7 614 рублей 63 копейки, предложения уплатить излишне возмещенную из бюджета сумму налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года в сумме 1 807 011 рублей.
В удовлетворении требования в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Общество не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в обжалуемой части. Просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Инспекции поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль за 2012 год послужил вывод налогового органа о необоснованном единовременном учёте в составе косвенных расходов 2012 года затрат в сумме 11 734 320 рублей 04 копеек, отнесённых Обществом на ремонт основных средств.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу статьи 253 Кодекса расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
На основании пункта 1 статьи 257 Кодекса под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
В пункте 2 статьи 257 Кодекса определено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях главы 25 Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В пункте 1 статьи 260 Кодекса предусмотрено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
В пункте 5 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ, пункту 14, пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отличие "реконструкции" от "капитального ремонта" заключается в том, что при реконструкции, т.е. переустройстве по проекту существующих объектов недвижимого имущества, появляются качественно новые, ранее не существовавшие объекты или изменяется функциональное назначение ранее существовавших объектов. При этом акцент делается на увеличении производственных мощностей, улучшении качества и изменении номенклатуры продукции, совершенствовании производства и повышении его технико-экономических показателей. А при капитальном ремонте, т.е. устранении неисправностей всех изношенных элементов (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов), функциональные свойства изношенного в результате использования имущества восстанавливаются. При этом за счет применения новых материалов и технологий строительно-монтажных работ происходит замена на более долговечные, экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели. В то же время как при капитальном ремонте так же как и при реконструкции может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования.
В Письме Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480 имеется следующее определение: под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных средств (их отдельных частей и конструкций) в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.
В пункте 3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279) имеется другое определение ремонта: комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания или сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. Ремонт, как правило, подразделяют на текущий и капитальный.
Целью ремонта являются профилактические мероприятия, устранение мелких повреждений и неисправностей в целях предохранения и преждевременного износа основных средств. В результате любого ремонта не изменяются назначение объекта основных средств, его технико-экономические показатели, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади.
Как следует из материалов дела, Обществом по договору с ОАО "ВСЭСС" от 09.09.2011 N 178/11 приобретено недвижимое имущество, в том числе гараж на 20 автомашин стоимостью 2 894 791 рубль (с налогом на добавленную стоимость) по акту о приеме-передаче от 09.09.2011 N 6 и склад (быстромонтируемой здание) стоимостью 1 390 300 рублей (с налогом на добавленную стоимость) по акту о приеме-передаче от 09.09.2011 N 7 (том 9 л.д. 69 - 79).
Здание гаража на 20 автомашин представляет собой одноэтажное нежилое здание площадью 1 432,1 кв.м. 1981 года постройки (литера В) с одноэтажным кирпичным пристроем 1990 года постройки (литера В1). Согласно техническому паспорту по состоянию на 29.01.2003 здание гаража имеет железобетонные фундаменты, кирпичные стены и перегородки, мягкую крышу и бетонные полы. Износ помещения составлял от 20 до 25 процентов (том 6 л.д. 109 - 127).
Склад (быстромонтируемое здание) - нежилое одноэтажное панельное здание 1986 года постройки площадью 480,3 кв.м. (литер Ж). Стены здания согласно описанию в техническом паспорте - панельные, чердачные перекрытия - железобетонные, полы - бетонные. Износ здания составляет от 15 до 20 процентов (том 6 л.д. 128 - 142).
Названные основные средства оприходованы налогоплательщиком и учтены в составе основных средств по счету 01 (том 9 л.д. 22).
На здание гаража на 20 автомашин заведена инвентарная карточка от 13.10.2011 N 1881, с указанием первоначальной стоимости 2 468 212 рублей 71 копейка со сроком полезного использования 120 месяцев. В названном здании проведена модернизация по состоянию на 20.11.2012 на сумму 372 160 рублей 37 копеек, а также по состоянию на 31.12.2012 на сумму 115 239 рубля 83 копейки. В состав работ по модернизации налогоплательщиком включены работы по установке ворот секционных, приобретенных у ОАО "Чувашторгтехника" и установленных ООО "Компания "Техноверсия" (том 9 л.д. 28 - 29).
Согласно инвентарной карточке на склад (быстромонтируемой здание) от 13.10.2011 N 1882 первоначальная стоимость данного объекта основных средств составляет 1 193 220 рублей 71 копейку, срок полезного использования - 60 месяцев. На данном объекте также проведены работы по установке ворот секционных в сумме 133 647 рублей 56 копеек, стоимость которых отнесена на увеличение стоимости названного объекта основных средств (том 9 л.д. 30 - 31).
В отношении данных объектов в 2012 году Обществом при исчислении налога на прибыль организаций в составе расходов учтена амортизационная премия в размере 10 % от стоимости модернизации.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что в состав косвенных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2012 год, налогоплательщиком учтена стоимость работ и материалов по объекту "здание гаража на 20 автомашин" на сумму 10 275 365 рублей 06 копеек, по объекту "склад (быстромонтируемое здание) в сумме 1 458 954 рубля 98 копеек.
В бухгалтерском и налоговом учете данные затраты учтены по счетам 25.01 "Общепроизводственные расходы" и 10.7 "Материалы", отнесены в состав косвенных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль за 2012 год, применительно к статье 260 Налогового кодекса Российской Федерации, как расходы на ремонт основных средств.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу, что названые работы относятся к достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению и реконструкции объектов капитального строительства. Затраты на проведение данных работ (вместе со стоимостью материалов), по мнению налогового органа, должны увеличить стоимость основных средств и могли быть учтены в составе расходов через амортизационные отчисления.
Инспекцией исключены из состава косвенных расходов за 2012 год затраты в сумме 11 734 320 рублей 04 копейки и предложен к уплате налог на прибыль организаций в сумме 2 346 864 рубля.
Как следует из материалов дела, по договору подряда от 01.08.2012 N 7/12, заключенному между Обществом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Нико Строй" (подрядчик), подрядчик обязался выполнить работы по ремонту здания гаража на 20 автомобилей, расположенного по адресу: г.Чебоксары, Базовый проезд, д. 21, в соответствии с заданиями, сметной документацией, чертежами и эскизами Заказчика. Ориентировочная стоимость работ по данному договору составляет 3 000 000 рублей (без налога на добавленную стоимость).
Из материалов дела следует, что по акту о приемке выполненных работ за период с 01.08.2012 по 31.08.2012 от 31.08.2012 N 22/12 подрядчиком выполнены работы на объекте "Ремонт здания гаража на двадцать автомобилей" на сумму 342 780 рублей. Согласно акту на объекты произведены разборка покрытий полов из керамических плиток, монтаж швеллеров и уголков для перемычки в стенах, обрамление проемов металлическими уголками, разборка покрытий и оснований асфальтобетонных, разборка бетонных конструкций объемом более 1 куб.м. при помощи отбойных молотков, ремонт кладки отдельных участков кирпичных стен и заделка проемов в кирпичных стенах при объеме кладки в одном месте до 5 куб.м, ремонт кладки стен без облицовки при высоте этажа до 4 м., ремонт кладки стен без облицовки при высоте этажа свыше 4 м.
В акте о приемке выполненных работ за период с 01.09.2012 по 28.09.2012 от 28.09.2012 N 23/12 на сумму 514 072 рублей отражены работы по штукатурке поверхностей внутри здания цементным раствором по камню и бетону улучшения стен, и кладке стен кирпичных внутренних при высоте этажа свыше 4 м.
За период с 01.10.2012 по 31.10.2012 по акту о приемке выполненных работ от 08.10.2012 г. N 24/12 на сумму 704 316 рублей выставлены следующие работы: шпатлевание стен шпатлевкой Ротбанд, шпатлевание стен финишной фасадной шпатлевкой, очистка побелки с потолка, побелка потолка.
По акту о приемке выполненных работ за период с 01.11.2012 по 31.11.2012 от 13.11.2012 N 25/12 работы на объекте "Капитальный ремонт здания гаража на двадцать автомобилей" на сумму 825 641 рублей, в том числе сплошное выравнивание штукатурки стен шпатлевкой Ротбанд с огрунтовкой, шпатлевка финишной шпатлевкой стен, разборка бетонных конструкций, разборка грунта вручную, кладка стен кирпичных наружных простых при высоте этажа до 4 м., кладка стен из керамзитобетонных камней, разборка облицовки стен: из керамических глазурованных плиток, облицовка оконных откосов сэндвич панелями, установка металлических дверных коробок, окраска металлической двери.
Судом установлено, что в акте о приемке выполненных работ за период с 01.11.2012 по 31.11.2012 от 30.11.2012 N 27/12 на сумму 313 099 рублей отражены следующие работы: разборка облицовки стен: из керамических глазурованных плиток, разборка кирпичных перегородок на отдельные кирпичи, разборка кирпичных стен, пробивка проемов в конструкциях из кирпича, кладка отдельных участков кирпичных стен и заделка проемов в кирпичных стенах при объеме кладки в одном месте до 5 м., устройство стяжек цементных толщиной 20 мм., облицовка стен плитками, устройство потолка из пластиковых панелей, облицовка оконных откосов сэндвич панелями, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в перегородках и дверных нерубленых стенах, площадь проема до 3 кв.м, установка и крепление наличников, установка унитазов с бачком непосредственно присоединенным, установка писсуаров настенных, установка умывальников одиночных с подводкой холодной и горячей воды, прокладка трубопроводов канализации и трубопроводов водоснабжения, сборка перегородок из ДСП в санузлах, прокладка воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной 0,5 мм., установка заслонок воздушных и клапанов воздушных КВР с электрическим или пневматическим приводом диаметром до 250 мм.
По акту о приемке выполненных работ за период с 01.11.2012 по 31.11.2012 от 30.11.2012 N 28/12 на сумму 516 308 рублей выполнены следующие работы: разборка облицовки стен из керамических глазурованных плиток, демонтаж металлических труб, разборка покрытий полов из керамических плиток, разборка кирпичных перегородок на отдельные кирпичи, разборка покрытий полов цементных, разборка покрытий полов из линолеума, устройство покрытий из досок ламинированных замковым способом, устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов, оклейка обоями стен, установка подоконных досок из ПВХ в каменных стенах толщиной до 0,51 м., облицовка оконных откосов сэндвич панелями устройство подвесных потолков типа "Армстронг" по каркасу из оцинкованного профиля, установка светильников Амстронг, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в перегородках и деревянных нерубленных стенах, площадь проема до 3 кв.м., установка радиаторов чугунных, прокладка труб отопления из полипропилена диаметром 25 мм, кладка перегородок из кирпича при высоте этажа свыше 4 м., устройство покрытий площадки из керамогранита, установка решеток радиаторной
Акт о приемке выполненных работ за период с 01.12.2012 по 31.12.2012 от 21.12.2012 N 29/12 на сумму 383 662 рублей (без НДС) содержит сведения о выполнении работ по установке регистров из стальных сварных труб диаметром нитки 100 и 159 мм., прокладке трубопроводов отопления, установке вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, крапов проходных на трубопроводах из стальных труб и прокладке трубопроводов водоснабжения.
По акту о приемке выполненных работ за период с 01.12.2012 по 31.12.2012 от 24.12.2012 N 30/12 (форма КС-2) на сумму 477 974 рублей произведены, в том числе, монтаж ограждающих конструкций стен из многослойных панелей заводской готовности при высоте здания до 50 м., установка металлических дверных блоков в готовые проемы.
Общество для выполнения работ передало подрядчику материалы на сумму 1 503 569 рублей 35 копеек. В бухгалтерском и налоговом учете Общества по счетам 25.01 (дебет) и 10.07 (кредит) отражены операции в состав косвенных расходов по налогу на прибыль организаций за 2012 год по статье затрат по ремонту здания гаража на 20 автомобилей в сумме 464 566 рублей 58 копеек. Всего по данному объекту списаны материалы на сумму 1 968 135 рублей 93 копейки.
По договору подряда от 07.09.2012 N 19 общество с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой+" выполнило электромонтажные и ремонтные работы электроснабжения на объектах Общества по адресу; г.Чебоксары, Базовый проезд, д. 21. По условиям договора работы выполняются подрядчиком с применением материалов Заказчика, собственным оборудованием и инструментом. Общая стоимость работ по данному договору составляет 994 124 рубля 22 копейки.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой+" выполнило для заказчика строительно-монтажные работы по объекту "здание гаража на 20 автомашин" на общую сумму 555 268 рублей 83 копейки (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 84 702 рубля 03 копейки).
Установка электрооборудования, монтаж кабелей, разводка кабелей и жил, установка железобетонных опор, устройство заземления опор и другие работы произведена по актам о приемке выполненных работ за период с 01.10.2012 по 31.10.2012 от 23.10.2012 г. N 112 на сумму 253 230 рублей 56 копеек (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 38 628 рублей 39 копеек), от 30.10.2012 г. N 123 на сумму 215 073 рубля 48 копеек ( в т.ч. налог на добавленную стоимость - 32 807 рубля 82 копейки), от 30.10.2012 N 150 на сумму 12 372 рубля 44 копейки (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 1 887 рубля 32 копейка), от 30.10.2012 N 152 на сумму 74 952 рубля 35 копеек (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 11 378 рублей 49 копеек).
Обществом переданы обществу с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой+" материалы для выполнения работ на сумму 1 048 660 рублей 27 копеек.
Налогоплательщиком также заключен договор строительного подряда N 15/1 от 11.07.2012 с обществом с ограниченной ответственностью "Рэд Лайн" на выполнение комплекса работ на объекте "Площадка по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Базовый проезд, д. 21",в том числе устройство монолитной железобетонной плиты пола толщиной 150 мм с нанесением упрочняющего состава "Mastertop 450" цвет натуральный на площади 1367,0 кв.м., устройство монолитной железобетонной плиты пола толщиной 160 мм. с нанесением упрочняющего состава "Mastertop 450" цвет натуральный на площади 300 кв.м. на общую сумму 3 088 110 рублей 48 копеек (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 471 067 рублей 70 копеек).
В бухгалтерском учете Общества данные работы приняты к учету по акту о приемке выполненных работ за период с 01.08.2012 по 31.08.2012 от 31.08.2012 г. N 1 на сумму 3 002 513 рублей 47 копеек (в т.ч. налог на добавленную стоимость 458 010 рублей 53 копейки), за период с 17.09.2012 по 28.09.2012 от 28.09.2012 г. N 4 на сумму 85 597 рублей 01 копейка (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 13 057 рублей 17 копеек).
Вместе с тем, на названном объекте обществом с ограниченной ответственностью "ВолгоСнаб" выполнены работы в период с 01.12.2012 по 24.12.2012 по разборке грунта в котлованах, кладке стен приямков и каналов, устройству круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах мокрых, укладке стальных водопроводных труб диаметром, устройству основания под трубопроводы песчаного, устройству трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметром, засыпке траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м. бульдозерами, что подтверждается актами от 24.12.2012 г. N 20 на сумму 109 866 рублей 58 копеек.
Всего на ремонт объекта основного средства "Здание на 20 автомашин" Обществом в 2012 году отнесены затраты в сумме 10 275 365 рублей 06 копеек.
Как следует из материалов дела, на объекте "склад (быстромонтируемое здание)" общество с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой+" выполнило строительно-монтажные работы на общую сумму 240 739 рублей 89 копеек (в т.ч. НДС - 36 723 рублей 03 копейки), в т.ч. по актам о приемке выполненных работ за период от 23.10.2012 N 111 на сумму 116 888 рублей 36 копеек, от 30.10.2012 N 122 на сумму 121 116 рублей 79 копеек; от 30.10.2012 N 124 на сумму 2 734 рубля 74 копейки. Общество передало обществу с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой+" материалы на сумму 503 167 рублей 39 копеек по накладной на отпуск материалов на сторону от 30.10.2012 N 35.
В рамках исполнения договора строительного подряда от 11.07.2012 N 15/1 обществом с ограниченной ответственностью "Рэд Лайн" по акту о приемке выполненных работ за период с 05.09.2012 по 12.09.2012 от 12.09.2012 N 2 на сумму 887 089 рублей 46 копеек (в т.ч. НДС - 135 318 рублей 73 копейки) выполнены работы по устройству монолитной железобетонной плиты пола толщиной 160 мм. с нанесением упрочняющего состава.
Всего на объекте основного средства "склад (быстромонтируемое здание)" произведены работы на сумму 1 458 954 рублей 98 копеек.
Инспекция также установила, что одновременно с проведением работ на объектах "здание гаража на 20 автомашин" и "склад (быстромонтируемое здание)" налогоплательщиком в проверяемый период проводились работы по строительству объекта основных средств "здание 1-этажное склада готовой продукции".
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 31.12.2012 затраты на строительство объекта "строительство 1-этажного здания склада готовой продукции" в сумме 4 062 226 рублей 37 копеек отражены на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В ходе судебного разбирательства Общество представило инвентарную карточку на объект основного средства "Здание 1-этажное склад готовой продукции" от 02.11.2012 N 2293. Первоначальная стоимость объекта установлена в размере 4 062 226 рублей 37 копеек, срок полезного использования - 181 месяц (том 11 л.д. 49).
Между тем, в ходе проверки налогоплательщиком были представлены сведения (оборотно-сальдовые ведомости по счету 08), согласно которым по состоянию на 1 квартал 2013 года данный объект не введен в эксплуатацию и учитывался на счете 08 (том 9 л.д. 106).
Инспекцией представлено также письмо Общества от 01.11.2013 с приложением оборотно-сальдовой ведомости за 3 квартал 2013 по счетам 08 и 01, в которых отражен перевод объекта "здание 1-этажное склада готовой продукции" со счета 08 на счет 01 в 3 квартале 2013 года.
Налоговым органом были допрошены работники Общества, которые пояснили, что в здании, объединенном из здания гаража на 20 автомашин, склада готовой продукции и склада (быстромонтируемое здание) размещалось производство с октября - ноября 2012 года. Производственный процесс начинался с нарезки заготовок на детали, гибки, зачистки пленки на сварку, далее - сварка, полировка, сборка и упаковка готовой продукции (том 5 л.д. 37 - 180).
В ходе проверки в ответ на требование Инспекции о представлении документов от 11.11.2013 N 16-10/5 ООО "ФРОСТО" письмом от 20.11.2013 N 808 представило характеристику производственного процесса по изготовлению продукции и план распределения производственных участков по производству готовой продукции в 2012 году (том 9 л.д. 55 - 63).
Из представленной налогоплательщиком схемы следует, что оборудование располагалось в помещении, объединенном из трех помещений: "Здания гаража на 20 автомашин", "склада готовой продукции" и "склада (быстромонтируемое здание)".
Согласно карточке счета 43 "Готовая продукция" за 4 квартал 2012 года выпуск продукции в объединенном производственном цехе начинается с 19.10.2012 (том 10 л.д. 26 - 98).
Выводы налогового органа основаны также на заключениях специалистов, привлеченных в порядке статьи 96 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению специалиста Филипповой И.А. строительные работы, выполненные на спорных объектах, могут быть квалифицированы только в качестве реконструкции, поскольку выполнено переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей (том 7 л.д. 164 - 167).
По результатам проведения осмотра совместно с должностными лицами налогового органа и представителями Общества (протокол осмотра от 24.10.2013, том 7 л.д. 140 - 146) специалистом МУП "Бюро технической инвентаризации" Рябовой М.Ю. представлена справка, согласно которой одноэтажное кирпичное здание (литера В, здание гараж на 20 автомашин) с одноэтажным кирпичным пристроем (литера В1) и одноэтажное панельное здание (литера Ж, склад (быстромонтриуемое здание), а также вновь возведенный пристрой между этими объектами, представляют собой единый объект, так как между ними существует внутреннее сообщение и общие стены. Здание по фактическому использованию представляет собой производственное здание со складскими помещениями (том 7 л.д. 151 - 152).
Из показаний руководителя общества с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой" Кондратьева Р.И. следует, что на объектах Общества велись работы по монтажу электросилового оборудования и электрического освещения. Работы во всех трех частях здания велись одновременно. При этом свидетель также пояснил, что ремонт - это физическая замена оборудования, которое отслужило срок и морально устарело, а монтаж - выполнение работ, обоснованное сборником расценок на монтаж оборудования N 8 "электротехнические установки" (том 5 л.д. 30 - 35).
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то обстоятельство, что три объекта: здание гаража на 20 автомашин, склад (быстромонтируемое здание), 1-этажное здание склада готовой продукции представляют самой самостоятельные сооружения (здания), не связанные конструктивно между собой. В связи с чем работы, проводимые в двух спорных объектах, являются капитальным ремонтом, а работы по возведению здания 1-этажного склада готовой продукции - строительством нового объекта основных средств.
Главный инженер проекта, работник общества с ограниченной ответственностью "Сигма-М" Иванов П.Н., допрошенный в качестве свидетеля по ходатайству заявителя, пояснил, что по заданию Общества обществу с ограниченной ответственностью "Сигма-М" было предложено сделать вставку между двумя зданиями. Здание склада готовой продукции имеет свою несущую конструкцию, никак не связанную со зданием гаража на 20 автомашин и складом (быстромонтируемое здание). Стены двух названных зданий имеют ограждающую функцию для нового здания. Новое здание с общих конструктивных элементов с ними не имеет. Склад готовой продукции не проектировался как постоянное здание и в проектной документации он относится к временным зданиям. Кровля соседних зданий наращена, затем сделана общая крыша для всех трех. При этом она конструктивно разделена. У двух соседних зданий она выполнена из профнастила, а на складе - из "сэндвич-панелей", то есть из разных материалов. Отдельного входа в новое здание не имеется. Общество имеет один ввод на воду, один ввод электроэнергии, один ввод тепла, в связи с чем с узлов учета идет разводка на остальные здания (том 10 л.д. 207 - 209).
В заключении общества с ограниченной ответственностью "Рубин" от 21.12.2011 по результатам визуального осмотра отражено, что по конструктивной схеме здание является бескаркасным, с продольными и поперечными несущими кирпичными стенами и столбами. Наружные и внутренние стены здания выложены из полнотелого керамического кирпича на цементно-песчаном растворе. Наружные и внутренние стены поверхности стен здания в основной своей массе не отштукатурены, за исключением внутренней поверхности стен двухэтажной части здания и наружной поверхности стены. Полы - бетонные, выполненные по грунту. Крыша - односкатная бесчердачная совмещенная с неорганизованным наружным водостоком. Кровля мягкая рулонная из наплавляемых материалов (том 2 л.д. 154 - 155).
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обоснованность выводов налогового органа о том, что в результате проведенных работ в названных зданиях: во-первых, было организовано производство оборудования для изготовления пищевой продукции вместо гаража и склада; во-вторых, путем создания проемов, закладки дверей и окон, создания асфальтированного пола повышены технико-экономические показатели.
Учитывая использование трех объектов в качестве единой производственной площадки с октября 2012 года путем создания проемов в двух зданиях, создание асфальтированного покрытия, монтаж электрооборудования и теплоснабжения, является верным вывод суда первой инстанции о том, что в результате проведения названных работ были расширены и изменены возможности названных объектов, и у них появились новые качества, улучшившие их характеристики.
Из решения Инспекции также усматривается, что основанием к доначислению налога на имущество организаций в сумме 3 803 рублей послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы по указанному налогу на стоимость объекта "Асфальтное покрытие проездных площадей" в размере 172 852 рублей 31 копейки.
В силу пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок учета организацией объектов основных средств и формирования их стоимости регулируется ПБУ 6/01 и Приказом N 91н.
Согласно пунктам 4 и 5 ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организации за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В пунктах 2 и 3 Приказа N 91н установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
На основании пункта 27 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Согласно материалам дела, по договору подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Ассоль-Трейд" (подрядчик) от 27.09.2012 N 17 по заданию Общества были проведены работы по капитальному ремонту проезжей части на территории производственной базы Заказчика по адресу: г.Чебоксары, Базовый проезд, д. 21. Работы выполняются из материалов, инструментов Подрядчика. На выполненные по данному договору работы Подрядчик устанавливает гарантийный срок - 2 года с момента подписания Заказчиком акта приема передачи выполненных работ. В течение этого срока все обнаруженные недостатки, в том числе скрытые дефекты, подлежат устранению подрядчиком безвозмездно в течение 7 (семи) дней. Подрядчик после выполнения всего объема работ в течение 2-х рабочих дней, направляет Заказчику: уведомление о завершении работ, акт о приемке выполненных работ (КС-2) и справку о стоимости выполненных работ (КС-3). Срок проведения работ с 27.09.2012 по 04.10.2012.
Общество с ограниченной ответственностью "Ассоль-Трейд" выполнило работы по адресу: г.Чебоксары, Базовый проезд, д. 21 на общую сумму 2 585 600 рублей (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 394 413 рублей).
На счет 08 бухгалтерского учета по устройству проездных площадей была отнесена сумма 81 000 рублей по услугам Катка НАММ, предъявленная индивидуальным предпринимателем Столяровой Т.Ю. по акту от 08.10.2012 N 36.
Общество приняло данный объект основного средства "Асфальтное покрытие проездных площадей" к бухгалтерскому учету с 08.11.2012 согласно инвентарной карточке от 08.11.2013 N 2153 с первоначальной стоимостью 2 272 187 рубля, сроком полезного использования 181 месяцев.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 43 "Готовая продукция" в октябре 2012 года производило и реализовывало изделия с наименованием "Плита электрическая ЭП", "Шкаф жарочный". Хранение произведенной готовой продукции осуществлялось на территории Общества на данной площади вне помещений (на улице), что подтверждается показаниями свидетелей, которые непосредственно работали в 2012 году в производственном цеху и не опровергается заявителем.
Какие-либо работы, увеличивающие стоимость данного объекта основных средств произведены не были.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в октябре 2012 года асфальтное покрытие было полностью готово для принятия его в состав основных средств и с октября 2012 года оно уже эксплуатировалось.
При таких обстоятельствах, по состоянию на 01.11.2012 объект соответствовал всем признакам основного средства, и его стоимость подлежала включению в расчет среднегодовой стоимости имущества в целях исчисления налога на имущество организаций по состоянию на 01.11.2012.
Из пункта 3.2 оспариваемого решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на имущество за 2012 год в сумме 19 858 рублей послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы на стоимость объектов основных средств "здание гаража на 20 автомашин" и "склад (быстромонтируемое здание" в размере 902 640 рублей 04 копейки.
Исключив из состава косвенных расходов затраты в сумме 10 275 365 рублей 06 копеек по объекту "здание гаража на 20 автомашин" и 1 458 954 рубля 98 копеек по объекту склад (быстромонтируемое здание", отнесенных налогоплательщиком на ремонт основных средств, налоговый орган пришел к выводу о необходимости учета данных затрат через амортизационные отчисления. В результате увеличения остаточной стоимости названных объектов в проверяемый период Инспекция установила занижение Обществом налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Как было указано выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности позиции Инспекции о необходимости учета затрат по двум объектам в составе расходов через амортизационные отчисления, а не единовременно.
С учетом увеличения остаточной стоимости объекта "здание гаража на 20 автомашин" начиная с августа 2012 года на стоимость работ, выполненных обществами с ограниченной ответственностью "НикоСтрой", "ЭлитСтрой+", "Ред Лайн" и "ВолгоСнаб" в сумме 10 275 365 рублей 06 копеек, а также увеличения остаточной стоимости объекта "склад (быстромонтируемое здание)" начиная с октября 2012 года на стоимость работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой+", ООО "Ред Лайн" 1 458 954 рубля 98 копеек, среднегодовая стоимость имущества фактически превышает определенную налоговым органом при исчислении налога.
При таких обстоятельствах, предложение Обществу уплатить налог на имущество в сумме 19 858 рублей исходя из среднегодовой стоимости объекта "здание гаража на 20 автомашин" в сумме 3 139 359 рублей 42 копейки и объекта "склад (быстромонтируемое здание)" в сумме 1 146 769 рублей, является правомерным и права налогоплательщика не нарушает.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.10.2014 по делу N А79-1600/2014 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТО" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ФРОСТО" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.10.2014 N 3682.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1600/2014
Истец: ООО "ФРОСТО"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы г. Чебоксары
Третье лицо: Иванов П. Н.