г. Тула |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А54-6376/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.12.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области - Братчук А.Б. (доверенность от 09.01.2014 N 2.21-20/3), представителя Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области - Булавиной Е.В. (доверенность от 24.12.2014 N 2.6-21/15249), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Выставочно-торговый центр", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Рязанской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выставочно-торговый центр" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2014 по делу N А54-6376/2012 (судья Шишков Ю.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выставочно-торговый центр" (г. Рязань, ОГРН 1026201267795, ИНН 6231049413) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанско область (г. Рязань, ОГРН 1046206020365, ИНН 6231025557), третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань), о признании недействительными решения от 15.06.2012 N 6090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Выставочно-торговый центр" (далее по тексту - ООО "Выставочно-торговый центр", общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, МИФНС N 1 по Рязанской области) о признании недействительными решения от 15.06.2012 N6090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2014 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 15.06.2012 N 6090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2011 год в сумме 58 769 рублей. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Полагая, что решение суда является незаконным и необоснованным, ввиду того, что земельный налог рассчитан исходя из завышенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060010:129, чем нарушаются права общества при осуществлении им предпринимательской деятельности, ООО "Выставочно-торговый центр" обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
МИФНС N 1 по Рязанской области возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрев доводы жалобы и возражения на нее, оценив доказательства, представленные в материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что она не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 08.02.2012 обществом в налоговый орган по месту учета была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 194 660 рублей.
На основании указанной декларации инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 11.05.2012 N 11490. В ходе проверки было установлено необоснованное не исчисление обществом земельного налога за 2011 год с учетом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060010:129, установленной Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области". Указанным постановлением были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23.12.2009 (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3).
Письмом от 11.05.2012 N 30684 общество было уведомлено о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки, инспекцией было принято решение от 15.06.2012 N 6090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 68 769 рублей, также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в сумме 343 845 рублей, пени - 11 089 рублей 41 копейку.
Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области была подана апелляционная жалоба.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 13.07.2012 N 2.15-12/07217 жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 15.06.2012 N 6090, ООО "Выставочно-торговый центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Выставочно-торговый центр" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060010:129. В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 35 900 341 рубль 70 копеек.
С учетом Постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, размер земельного налога, подлежащего уплате ООО "Выставочно-торговый центр", должен составлять 538 505 рублей. Фактически обществом земельный налог за 2011 год исчислен в сумме 194 660 рублей.
При исчислении размера земельного налога, подлежащего уплате, общество исходило из решения Арбитражного суда Рязанской области от 27.11.2012 по делу N А54-4339/2012: кадастровая стоимость принадлежащего обществу спорного земельного участка была установлена в размере его рыночной стоимости 10 703 035 рублей. Из указанного решения следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2010 года. Данное решение вступило в законную силу 28.12.2012.
С учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не подлежит применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за прошедшие налоговые периоды, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Приняв во внимание пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Постановление от 15.07.1999 N 11-П Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, Постановление от 17.12.1996 N 20-П и Определение от 04.07.2002 N 202-О Конституционного Суда Российской Федерации, оценив размер примененной налоговой санкции, в том числе с учетом требований индивидуализации и дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, соблюдения баланса частного и публичного интересов, арбитражный суд первой инстанции обоснованно снизил размер налоговых санкций до 10 000 рублей, признав решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Рязанской области от 15.06.2012 N6090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2011 год в сумме 58 769 рублей.
С учетом изложенного суд отмечает, что доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка в решении, а позиция заявителя жалобы сводится, по сути, к несогласию с вынесенным законным и обоснованным судебным актом.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2014 по делу N А54-6376/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Выставочно-торговый центр" (г. Рязань, ОГРН 1026201267795, ИНН 6231049413) из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6376/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Выстовочно-торговый центр"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7453/14
21.10.2014 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-6376/12
22.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4876/12
17.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4525/12
05.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4525/12