г. Самара |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А65-8577/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "АЛНАС" - Горяков С.В., доверенность от 04.10.2013 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - Муртазин Р.Р., доверенность от 13.03.2013 г., N 24-0-19/02194,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АЛНАС"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2014 года по делу N А65-8577/2014 (судья Абульханова Г.Ф.)
по заявлению открытого акционерного общества "АЛНАС" (ОГРН 1021601624021, ИНН 1607000081), г. Альметьевск Республики Татарстан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (ОГРН 1041621126755, ИНН 1655048573), г.Казань, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании решения от 25.12.2013 N 288ЮЛ/К частично недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "АЛНАС" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 25.12.2013 N 288 ЮЛ/К об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 9 872 760 руб.
Решением суда 1 инстанции от 19 сентября 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда 1 инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
При этом ссылается на то, что Федеральный закон N 245-ФЗ вступил в силу 01.10.2011, с уточненной налоговой декларацией за 4 квартал 2011 года, поданной обществом 17.07.2013, был представлен полный пакет документов, предусмотренный для подтверждения ставки 0 % с учетом отсутствия у организации обязанности по представлению банковской выписки. По мнению Общества, в связи с тем, что все необходимые условия для подтверждения ставки 0 % были соблюдены им с даты вступления в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, т.е. с 01.10.2011, то налоговым периодом, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ, является 4 квартал 2011 года. В связи с этим вывод суда 1 инстанции о пропуске трехлетнего срока подачи налоговой декларации, предусмотренного п.2 ст.173 НК РФ, является ошибочным.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу и на дополнительные пояснения просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Управление ФНС России по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, соответственно.
В судебное заседание представитель Управления ФНС России по Республике Татарстан не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает материалы дела в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Как установлено материалами дела, Межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан была проведена камеральная налоговая проверка представленной 17.07.2013 ОАО "АЛНАС" уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года, по результатам которой 25.12.2013 было вынесено решение N 288ЮЛ/К об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению, на сумму 9 915 100 руб. (л.д. 37-53 т.1).
Решением Управления ФНС по РТ от 28.02.2014 данное решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения (л.д.18-19 т.1).
В оспариваемом решении Инспекции отражено, что 17.07.2013 ОАО "АЛНАС" представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, увеличилась на 9 915 100 руб. и составила 18 132 191 руб.
Одновременно с представлением данной декларации Обществом были представлены документы в подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт, по ГТД N 10404020/180808/0000733 на сумму 8 104 056 руб., по ГТД N 10404020/300908/0000885 на сумму 13 581 084 руб., по ГТД N 1404020/021008/0000895 на сумму 5 525 709 руб., по ГТД N 10404020/300908/0000887 на сумму 842 028 долл., по ГТД N 0404020/ 201008/0000951 на сумму 214 240 долл.
В представленном пакете документов по экспорту отсутствуют выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров ТОО "ПромЭнергоСервис LTD" (Республика Казахстан) и ООО "Баку-Алнас-Сервис" (Азербайджан) на расчетный счет ОАО "АЛНАС" на вышеуказанные суммы.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что сумма налога, относящаяся к товарам, приобретенным для производства и реализации товаров по ГТД N 10404020/180808/0000733, N 10404020/300908/0000885, N 1404020/021008/0000895, N 10404020/300908/0000887, N 0404020/201008/0000951, была предъявлена Обществом к вычету по счетам-фактурам 2008 года.
В связи с тем, что документы, предусмотренные п.1-4 ст.165 НК РФ, по товарам, отгруженным по ГТД N N 10404020/180808/0000733, N 10404020/300908/0000885, N 1404020/021008/0000895, N 10404020/300908/0000887, N 0404020/201008/0000951, по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, ОАО "АЛНАС" не были представлены в налоговый орган, операции по реализации товаров по вышеуказанным ГТД были исчислены налогоплательщиком по налоговой ставке 18%, суммы НДС отражены в разделе 7 уточненных налоговых деклараций по НДС за 3 квартал 2008 года (дата представления 05.08.2009 г.) и за 4 квартал 2008 года (дата представления 31.07.2009 г. и 20.10.2009 г.).
В разделе 7 данных уточненных налоговых деклараций по НДС также отражены суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров по ГТД N N 10404020/180808/0000733, N 10404020/300908/0000885, N 1404020/021008/0000895, N 10404020/300908/0000887, N 0404020/201008/0000951.
Уплата налога по уточненным налоговым декларациям по НДС за 3 квартал 2008 года и 4 квартал 2008 года была произведена следующим образом:
- по уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года от 05.08.2009 - по платежному поручению от 04.08.2009 N 217 в сумме 766 193 руб.,
- по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 года от 31.07.2009 - путем зачета из имеющейся переплаты по НДС в сумме 337 357 руб.,
- по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г. от 20.10.2009 - по платежному поручению от 22.10.2009 N 682 в сумме 1 000 000 руб., от 23.10.2009 N 698 в сумме 500 000 руб., от 26.10.2009 N 736 в сумме 500 000 руб.
Поскольку срок, установленный п.7 ст.78 НК РФ, со дня уплаты налога (04.08.2009, 31.07.2009, 22.10.2009, 23.10.2009, 26.10.2009) истек 04.08.2012, 31.07.2012, 22.10.2012, 23.10.2012, 26.10.2012, суммы налога, уплаченные ОАО "АЛНАС" по уточненным налоговым декларациям по НДС за 3 и 4 кварталы 2008 года, не подлежат возврату по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года, представленной 17.07.2013.
С учетом изменений, внесенных в нормы статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 13 ст. 2 Федерального закона N 245-ФЗ, и принимая во внимание установленный пунктом 1 статьи 4 Закона N 245-ФЗ срок вступления в силу данного закона (с 01.10.2011), в отношении отгруженных товаров, выполненных работ начиная с 1.10.2011 применяется порядок документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов без представления в налоговый орган выписки банка.
В представленном ОАО "АЛНАС" пакете документов по экспорту отсутствуют выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров по ГТД N 10404020/180808/0000733, N 10404020/300908/0000885, N 1404020/021008/0000895, N 10404020/300908/0000887, N 0404020/201008/0000951 в адрес ТОО "ПромЭнергоСервис LTD" (Республика Казахстан) и ООО "Баку-Алнас-Сервис" (Азербайджан).
В связи с тем, что полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, ОАО "АЛНАС" не собран в течение сроков, указанных в пункте ст. 165 НК РФ, моментом определения налоговой базы по вышеназванным грузовым таможенным декларациям согласно пп.1 п.1 ст.167 НК РФ является день отгрузки товаров, т.е. 3 квартал 2008 года и 4 квартал 2008 года.
Следовательно, в соответствии с п.3 ст.172 НК РФ право на применение вычета сумм НДС у ОАО "АЛНАС" возникло на момент определения налоговой базы в 3 квартале 2008 года и в 4 квартале 2008 года.
ОАО "АЛНАС", неправильно определив налоговый период подтверждения налоговой ставки 0 процентов и представив 17.07.2013 г. уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года, тем самым лишило себя права на применение налогового вычета, так как налогоплательщиком нарушены положения, установленные п.2 ст.173 НК РФ.
Итого по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года неправомерно завышена сумма налога, исчисленная к уменьшению по разделу 4, в размере 9 915 100 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Из материалов дела видно, что спор возник в связи с представлением Обществом 17.07.2013 г. уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г., в которой предъявлены к налоговому вычету (возмещению) суммы налога в размере 9 915 100 руб., ранее исчисленные и уплаченные по операциям реализации товаров на экспорт, осуществленным в 3 и 4 кварталах 2008 г., в отношении которых налоговая ставка 0 процентов не была подтверждена в установленный п.9 ст.165 НК РФ срок.
Основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что Обществом заявлены суммы налоговых вычетов по товарам, приобретенным для производства и реализации товаров на экспорт по указанным ГТД, в уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2011 г., поданной после истечения срока, установленного пунктом 2 ст.173 НК РФ.
Из материалов дела видно, что факт не подтверждения налоговой ставки 0 процентов связан с отсутствием у налогоплательщика-экспортера в указанные налоговые периоды выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации товаров по указанным контрактам иностранным лицам на счет налогоплательщика в российском банке, предусмотренных пп.2 п.1 ст.164 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 названной статьи, представляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.
Таким образом, согласно ранее действовавшему порядку в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик должен был одновременно с налоговой декларацией представлять банковские выписки о поступлении выручки от иностранного лица на его счет в российском банке за приобретаемый товар.
С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 01.10.2011 порядок подтверждения налогоплательщиком обоснованности реализации своего права на применение 0 налоговой ставки изменился, обязанность по представлению в налоговый орган выписки банка, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ исключена.
Поскольку дата вступления Закона в силу 01.10 2011 г. относится к 4 кварталу 2011 г., налогоплательщик посчитал, что все условия, предусмотренные ст.165 НК РФ для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, им были соблюдены именно в 4 квартале 2011 г.
В связи с этим налогоплательщик указанные операции по реализации товаров на экспорт включил в раздел 4 декларации за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ, - 4 квартал 2011 г., подав 17.07.2013 г. уточненную налоговую декларацию за указанный квартал.
При этом 4 квартал 2011 г. налогоплательщик считает тем соответствующим налоговым периодом, о котором идет речь в п.2 ст.173 НК РФ.
По мнению налогоплательщика, уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2011 г. была им подана 17.07.2013 г. в пределах предусмотренного п.2 ст.173 НК РФ трехлетнего срока.
Между тем данные доводы налогоплательщика являются ошибочными.
По смыслу и содержанию п.1 ст.4 Федерального закона N 245-ФЗ, предусмотренные им изменения распространяются на правоотношения, возникшие с начала очередного налогового периода (с 01.10.2011 г.).
Пункт 2 статьи 173 Кодекса предусматривает возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, установленных статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода.
При этом данная норма не определяет, что такое соответствующий налоговый период, отличный от периода подачи декларации.
Следовательно, понятие "налоговый период" должно определяться с учетом иных положений Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 166 Кодекса общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду.
Таким образом, по правилам Кодекса понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.
Спорная сумма налога на добавленную стоимость в размере 9 872 761 руб. была исчислена обществом по ставке 18 процентов в связи с отсутствием у него в установленный срок комплекта документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса для подтверждения налоговой ставки 0 процентов.
Согласно правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса, к которым отсылает пункт 9 данной статьи, в этом случае налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Следовательно, налоговыми периодами по указанным выше операциям реализации товаров на экспорт являются 3 и 4 кварталы 2008 г., за которые налог подлежал уплате и был фактически уплачен налогоплательщиком, что отражено в оспариваемом решении Инспекции.
Таким образом, правоотношения, связанные с реализацией Обществом товаров на экспорт по указанным ГТД и, соответственно этому, с определением налоговой базы по данным операциям реализации товаров возникли до 01.10 2011 г., в связи с чем к ним подлежит применению закон, действующей до указанной даты, и не подлежит применению закон, действующий после 01.10.2011 г.
Вместе с тем пункт 10 статьи 171 Кодекса предоставляет налогоплательщику право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, ранее исчисленных по налоговым ставкам 10 или 18 процентов в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса.
На основании пункта 3 статьи 172 Кодекса вычет сумм налога производится на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), определенных пунктом 1 статьи 164 Кодекса, при наличии на этот момент упомянутого комплекта документов.
Приведенные нормы не устанавливают иного момента определения налоговой базы по операциям реализации своевременно не подтвержденного экспорта, по которым был исчислен налог по налоговым ставкам 10 или 18 процентов, а регулируют порядок его вычета при последующем исчислении налога по тем же операциям по ставке 0 процентов.
Данная правовая позиция отражена в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.05.2009 г. N 17473/08.
Следовательно, несмотря на то обстоятельство, что право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров на экспорт по указанным контрактам и ГТД у Общества возникло только с 01.10.2011 г., т.е. с момента вступления в силу указанных изменений в Закон, указание в пункте 2 статьи 173 Кодекса на соответствующий налоговый период по операциям ранее не подтвержденного экспорта означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен налог, заявленный к вычету.
Таковыми периодами в данном случае являются 3 и 4 кварталы 2008 г.
Из материалов дела следует, что декларация с отражением к вычету сумм налога, уплаченных ранее по операциям неподтвержденного экспорта, т.е. уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2011 г., была подана Обществом только 17.07.2013 г., т.е. по истечении трех лет после окончания налоговых периодов, в которых состоялась реализация товаров на экспорт - 3 и 4 кварталы 2008 г.
Между тем соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 ст.173 НК РФ, является непременным условием для применения налоговых вычетов и соответствующего возмещения сумм НДС.
В связи с этим в оспариваемом решении Инспекция сделала правомерный вывод о том, что ОАО "АЛНАС" в уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г., представленной 17.07.2013 г., необоснованно заявлены вычеты по НДС, право на применение которых у налогоплательщика возникло в 3 и 4 кварталах 2008 г., в связи с чем в данной налоговой декларации неправомерно завышена сумма налога, исчисленная к уменьшению по разделу 4 в размере 9 915 100 руб., в том числе в размере 9 872 761 руб., оспариваемой налогоплательщиком (л.д.52 т.1, л.д.6 т.3).
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, оснований для отмены решения суда не имеется.
При подаче апелляционной жалобы, Обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 22.09.2014 г. N 7991 государственная пошлина в сумме 2000 руб., тогда как в соответствии с пп.12 п.1 ст.333.21 НК РФ следовало уплатить госпошлину в сумме 1000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ Обществу следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 22.09.2014 г. N 7991 государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110-112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2014 года по делу N А65-8577/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "АЛНАС" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 22 сентября 2014 года N 7991 государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8577/2014
Истец: ОАО "АЛНАС", г. Альметьевск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22233/13
02.04.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8577/14
30.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16180/14
30.12.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8577/14
19.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8577/14